Звуки [Д], [Д`] и буква Д
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Клейменова Анастасия Романовна

Лексическая тема: начало зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_d_i_bukva_d.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

Тема: звуки [Д], [Д`] и буква Д.

Лексическая тема: начало зимы.

Цель: познакомить детей со звуками [Д], [Д`] и буквой Д.

Задачи: 

  1. Познакомить со звуками [Д], [Д`];
  2. Познакомить с буквой Д;
  3. Развивать навык образования множественного числа предметов;
  4. Развивать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  5. Расширять словарь антонимов;
  6. Развивать фонематический анализ;
  7. Развивать фонематический слух;
  8. Совершенствовать навыки чтения слогов;
  9. Развивать графические функции;
  10. Развивать зрительную память, внимание, мышление;
  11. Развивать артикуляторную моторику;
  12. Развивать речевое дыхание;
  13. Развивать мелкую моторику;
  14. Развивать общую моторику;
  15. Воспитывать умение слушать и слышать логопеда;
  16.  Воспитывать усидчивость.

Оборудование: 1) изображение «Дракона Дани»; 2) звуковая схема;

3) набор кружков синего и зеленого цвета; 4) картинки (ледянка, дом, мандарины, дети, ледник, дятел); 5) набор снежинок на ниточке; 6) доска;

7) тетради; 8) карандаши; 9) набор магнитных букв (гласные, согласная Д).

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент:

Здравствуйте, дети! Сядет тот, у кого в имени/фамилии есть звук: [Т], [Т`], [К], [К`], [П], [П`], [Н], [Н`], [М], [М`].

Повторите за мной (Рождество, метель, снеговик, санки, снегопад, перчатки). О каком времени года идёт речь?

Ребята сегодня мы с вами побываем в гостях у настоящего дракона. Хотите послушать про него сказку?

Слушайте внимательно, я буду читать только один раз.

Наступила холодная зима и на свет появился добрый и дружелюбный дракон по имени Даня. Жил он в пригородном двухэтажном доме, несмотря на морозы, в доме было очень душно. Возле дома был красивый водоём, который слегка покрывался льдом, в нём водились мандариновые медузы. Дракон в снежную погоду любил обедать драниками и дыней. А еще у дракона Дани были любимые звуки. И вот однажды узнал он, что мы с вами собираемся их изучать и решил нам помочь. Он придумал много заданий, с помощью которых мы познакомимся со звуками, которые так любит дракон Даня.

2. Развитие внимания:

Игра «Клоун» - дракон Даня хочет проверить как вы внимательно слушали про него сказку. Сейчас я назову предложения, если есть ошибка, поднимите руку и исправьте предложение:

Наступила теплая зима и на свет появился добрый дракон по имени Денис;

Жил он в пригородном двухэтажном доме;

Возле дома был красивый бассейн;

В водоёме водились мандариновые медузы;

Дракон в снежную погоду любил обедать драниками и яблоками.

3. Развитие фонематического слуха:

Вы только что услышали сказку. Сейчас я назову несколько слов из неё, а вы назовите звук, который встречается в каждом из этих слов. Тогда мы с вами и узнаем, какой любимый звук у дракона Дани.

Дом, водоём, медуза, погода, драники, дыня

4. Уточнение акустической характеристики звука [Д]:

Звук [Д] гласный или согласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Какого цвета кружочек возьмем? Звонкий звук обозначается звоночком.

Какой у этого звука брат – близнец?

Звук [Д`] согласный или гласный?

Звонкий или глухой? Чем обозначается звонкий звук?

А у этого звука какого цвета кружок?

Чем эти звуки отличаются?

5. Развитие фонематического анализа:

Игра «Звуковая схема» - дракон Даня совсем запутался, ему нужна ваша помощь, нужно помочь определить где стоит звук [Д], [Д`]: в начале, в середине, в конце слова и подобрать соответствующий кружок

ледянка, дом, мандарины, дети, ледник, дятел 

Ребята, были ли у нас слова, где звуки [Д], [Д`] стояли в конце слова?

Поэтому запомните, что слова, в которых звуки [Д], [Д`] стоят в конце слова оглушаются и превращаются в звуки [Т], [Т`].

6. Развитие грамматического строя речи:

Игра «Один - много» - давайте научим дракона волшебству, я называю один предмет, а вы мне много (например: снег – снега):

Дом - …, удочка - …, друг - …, холод - …, дерево - …, подарок - …

Игра «Назови ласково» - я вам называю обычный предмет, а вы мне говорите маленький (например: ключ – ключик)

Дом - …, дорога - …, вода - …, звезда - …, дракон - …

Что общего у этих слов?

7. Развитие памяти, мышления:

Дети, давайте познакомим Даню с новыми словами, где есть звук [Д], [Д`]: придумай слова со звуками [Д], [Д`] и встань.

8. Развитие мелкой моторики:

Устал дракон Даня заниматься, поэтому необходимо размяться. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»:

Пришла зима. (развести руки в стороны, показывая вокруг себя)

Стало холодно. (обхватить руками себя за плечи и поёжиться)

Ударили морозы. (стукнуть правым кулаком по левой ладони)

Реки покрылись льдом. (руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны)

Пошел снег (руки поднять вверх),

Он падал белыми (а затем плавными),

Пушистыми хлопьями (зигзагообразными движениями).

На землю (не спеша, опускать их вниз),

На дома (соединить руки у себя над головой, чтобы получилась крыша),

На деревья (поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева),

На людей (положить руки себе на голову).

9. Развитие речевого дыхания:

Пока дракон Даня гулял по зимнему лесу, на улице пошел снег. Ребята, представьте, что мы с вами отправились в снежный лес и к нам прилетели настоящие снежинки.  Давайте заставим наши снежинки кружиться.

Дыхательное упражнение «Снежинки»: Делаем вдох носом, выдох через рот.

10. Развитие артикуляторной моторики:

Давайте научим дракончика упражнениям для язычка.

- Артикуляторное упражнение «Сосулька»: открыть рот, высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (5 сек);

- Артикуляторное упражнение «Форточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть широкий язык, положить его на верхнюю губу, затем на нижнюю (5 сек).

11. Развитие активного словаря:

Игра «Скажи наоборот» (например: друг – враг):

Летом жарко, а зимой …;

Темно ночью, а светло …;

Снеговик стоит близко, а дом …

12. Развитие графических функций:

«Знакомство с буквой»:

Звук мы изучили, а сейчас познакомимся с буквой.

Ребята, посмотрите, вот как выглядит любимая буква дракона Дани. Это буква Д. Как вы думаете, на что она похожа?

Правильно, на дом. Наш звук [Д] обозначается буквой Д.

Открываем тетради, 4 клетки вниз, ставим точку. Пишем маленькую букву д, через одну клеточку (3 раза). Далее пишем большую букву Д в две клеточки (3 раза).

13.  Развитие навыка чтения:

Игра «Согласная в гостях у гласной» - выкладываются все изученные гласные на доске (выходит один ребенок). Давайте научим дракона Даню читать. Читаем согласный звук [Д], [Д`] с гласными: да, до, ду, дя, ди, ды, дэ, де, ед, эд, ыд, уд, од, ад, ид, яд

Что мы только что читали?

Придумайте слова со слогом да.

Сколько звуков в этом слове? Почему? Отхлопаем слово.

Какой 2 слог?

Придумайте слова со слогом до.

Сколько звуков в этом слове? Почему? Отхлопываем слово.

14.  Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, какие любимые звуки у дракона Дани? Как вы думаете, почему они ему так нравятся? Мы справились со всеми заданиями дракона? Вам понравилась сказка?

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы! Всем спасибо! До свидания!

15. Домашнее задание:

Нарисовать картинки со звуками [Д], [Д`]. Ребята, помните, что в словах, в которых звуки [Д], [Д`] стоят в конце слова, картинок не будет, так как эти звуки в конце оглушаются и превращаются в звуки [Т], [Т`].

Садятся те, у кого в имени/фамилии есть данные звуки

Повторяют за логопедом

О зиме

Дети внимательно слушают сказку

Выполняют задание

Холодная

 Даня

Водоём

Дыней

Звук [Д]

Согласный

Есть преграда

Звонкий, горлышко дрожит

Синий (твёрдый)

Звук [Д`]

Согласный

Звонкий

Звоночком

Зелёный (мягкий)

Звук [Д] твердый, а звук [Д`] мягкий

Выполняют задание

Нет

Дома, удочки, друзья, холода, деревья, подарки

Домик, дорожка, водичка, звёздочка, дракончик

Звуки [Д], [Д`]

Дети придумывают новые слова со звуками [Д], [Д`]

Ребята выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют дыхательное упражнение

Дети выполняют артикуляторные упражнения

Холодно

Днём

Далеко

Ответы детей

Прописывают большую и маленькую букву Д

Выкладывают все изученные гласные на доске

Читают

Слоги

Дама, дача, дата

4 звука

Отхлопывают

Ма, ча, та

Домик, доски

5 звуков

Отхлопывают

Звуки [Д], [Д`]

Ответы детей

Да

Да

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...