Главные вкладки

    Формирование и построение речевой грамотности
    статья по логопедии

    Об использовании логопедических приёмов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии (на примере лексической темы "Осень"). Статья в форме презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya.pptx2.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование и построение речевой грамотности детей Учитель-логопед ГБУ ВО ЦППМС Сайфудинова Наталья Николаевна

    Слайд 2

    В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дети не могут повторить фразу из 5-6 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы .

    Слайд 3

    Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. У детей с ОНР эти функции нарушены. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, внимания и мышления. Для ребенка речь – залог успешного обучения и развития.

    Слайд 4

    НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Р А Б О Т А Н А Д С Л О В О М (лексический уровень) РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (синтаксический уровень) РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

    Слайд 5

    Тема: «Осень» РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Использование логопедических приемов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии.

    Слайд 6

    С осенними словами ты в игры поиграй, а игры по картинкам смотри и вспоминай. Тема: «Осень»

    Слайд 7

    Знакомим с названиями осенних месяцев. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов С О Н

    Слайд 8

    Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов Отгадывание слов по первым буквам (слогам)

    Слайд 9

    Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов

    Слайд 10

    Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов

    Слайд 11

    Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов

    Слайд 12

    Игра «Хлопушки»

    Слайд 13

    Развитие зрительного внимания

    Слайд 14

    Понимание и удерживание инструкции в памяти

    Слайд 15

    Развитие слуховой памяти Предлагается послушать стихотворение об осени, быть очень внимательными, стараться запомнить все перечисленные признаки осени Что такое осень? У кого мы спросим? Осень это тучи, лужи и дожди, Слякоть, непогода, Ждет зимы природа, И тепла от солнца Ты уже не жди. Осень — это листьев Чудо-разноцветье Нити паутинок, Хризантем цветенье. Осень — это птицы К югу полетели, Это листопада Плавное круженье. Осень с урожаем Овощей и фруктов, С теплою одеждой, Крышей из зонтов, С вянущей травою, Спячкою медведя, С множеством запасов Средь густых лесов. Осень — это шубка Теплая у зайца, Нет уж насекомых, Спрятались они. Первый снег и стужа, Первый лед на лужах, Ночи всё длиннее И короче дни.

    Слайд 16

    Развитие слухового внимания «Найди ошибки» : о предели , чего не бывает осенью . Дети загорают , купаются , носят легкую одежду . Под ногами шуршат сухие разноцветные листья . Набухают почки , распускаются на деревьях листья . Люди собирают урожай овощей , фруктов . Дикие животные не делают запасы корма .

    Слайд 17

    Развитие мышления Игра «Лишнее слово»

    Слайд 18

    Развитие мышления Игра «Что будет, если...» Что будет, если деревья не сбросят осенью листья? Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир? Что будет, если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг? Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы? Что будет, если насекомые не успеют заснуть или забиться в щели и оцепенеть? Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву? Что будет, если осенью молодые деревья, кустарники, многолетние цветы не укрыть? Что будет, если люди не утеплят свои дома и квартиры осенью? Что будет, если осенью рано придут морозы, выпадет снег? Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?

    Слайд 19

    Развитие мышления Отгадывание загадок Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.) Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул лист с дерева стряхнул. ( Ветер .) По небу оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (тучи.) Объяснение пословиц об осени. © Лето — со снопами, осень — с пирогами. © В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.

    Слайд 20

    Накопление словаря. Синонимы.

    Слайд 21

    Игра «Скажи наоборот» Антонимы.

    Слайд 22

    Игра «Один – много» Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. - Ветер ду ет , а ветры … (ду ют ). - Птица улета ет , а птицы … - Лист желте ет , а листья … - Дождь морос ит , а дожди … - Холод наступа ет , а холода …

    Слайд 23

    Игра «Назови ласково» Словообразование

    Слайд 24

    Образование качественных прилагательных Игра «Назови, какая погода». Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая. Если дует ветер – ветреная. Если на улице холодно, какая погода? – холодная. Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая. Если хмуро – хмурая. Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.

    Слайд 25

    Образование относительных прилагательных Игра «Назови, какие».

    Слайд 26

    Словообразование Игра «С какого дерева детки?» Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка. Назови эти деревья. Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

    Слайд 27

    Ребёнок считает кленовые, липовые, берёзовые и другие листочки до пяти: один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка и т.д. До 5 можно посчитать: Один осенний день – Одна чёрная туча – Одна маленькая лужа – Один красивый зонт - Согласование слов (числительных с прилагательными и существительными) Для выполнения задания необходимо собрать разные осенние листья.

    Слайд 28

    Согласование существительного с прилагательным «Кто больше назовет признаков осени».

    Слайд 29

    Согласование существительного с глаголом

    Слайд 30

    Отработка падежных окончаний Игра «К нам пришла осень». Мы ждали... (осень). Долго не было…(осени). Мы рады... (осени). Мы одеваемся тепло...(осенью). Мы поем песни об...(осени). Мы любим...(осень).

    Слайд 31

    Употребление притяжательных местоимений ( мой,моя,моё ) Игра «Жадина» Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

    Слайд 32

    Составление предложений Накопление словаря + умение составлять предложения Составление предложений по разным моделям.

    Слайд 33

    Игра «Где прячется солнышко» Работа с предложениями. Уточнение значения предлогов. Составление схемы предложения. Запись предложений в тетрадь.

    Слайд 34

    Развитие связной речи. Пересказывание текстов цепной структуры. Это ход мысли от предложения к предложению, линейно, по цепочке. Каждая рамка – одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

    Слайд 35

    Пересказывание рассказов по схеме квадратики - это слова-предметы стрелочки - слова-дей­ствия треугольники - слова-признаки кружочек - предлог Какое время года наступило? Как греет солнце? Чем затянуто небо? Какой моросит дождь? Что происходит с листьями? Какой дует ветер? Что делают люди? Что становится короче, а что длиннее? Куда улетают перелетные птицы? Рассмотри картинку, дай полные ответы на вопросы.

    Слайд 36

    Пересказывание рассказов по схеме Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожух­ла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

    Слайд 37

    Составление описательного рассказа по мнемотаблице

    Слайд 38

    Составление описательного рассказа Образец рассказа:

    Слайд 39

    Развитие мелкой моторики

    Слайд 40

    Упражнение «Букет для мамы» Развитие мелкой моторики Обвести листья и плоды по точкам. Раскрасить их и рассказать , из каких листьев и плодов Таня составила букет.

    Слайд 41

    Литература

    Слайд 42

    Художественная литература для чтения Осень. А.Майков. Осенние листья по ветру кружат. И.Бунин . Листопад. И.Мазнин . Миновало лето. Е.Благинина. Осень. Г.Скребицкий . Осенние дожди. П.Плещеев. Осень наступила. Н.Сладков. Осень на пороге. И.Соколов-Микитов. Листопадничек . М.Пришвин. Осинкам холодно. М.Пришвин. Рябина краснеет. М.Пришвин. Разговор деревьев. А.Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. И.Токмакова . Ива. Осинка. Дуб. К.Ушинский. Спор деревьев. М.Волошин. Осенью. И.Соколов-Микитов. Осень в лесу. Е.Трутнева. Улетает лето. М.Ивенсен . Падают листья. В.Катаев. Пень. А.Твардовский. Лес осенью. К.Бальмонт . Веселая осень. В.Берестов. Урок листопада. Листопад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование психологических механизмов формирования у младших школьников грамотного письма

    Рассматриваются основные методы, приемы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников....

    Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности.

    Статья "Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности." предназначена для учителей начальных классов. учитель описывает совместную работу семьи и школы по формированию чит...

    Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.

    В статье говорится о проблемах с граммотностью у младших школьников. Предлагаются пути их разрешения....

    формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

    В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....

    Пути формирования и развития читательской грамотности.

    Чтение и умение работать с информацией - развитие читательской компетентности.Читательская грамотность. Группы умений. Пути формирования и развития читательской грамотности....

    Мастер-класс "Речевая грамотность"

    Задачи:Использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;Использование межпредметной связи для активизации мыслительной деятельности учащихся.Пробл...