Согласные звуки [п] и [п']. Буква П, п.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Бабич Наталья Михайловна

Технологическая карта урока

 

Тема: Согласные звуки [п]  и  [п']. Буква П, п.

 

Цель:  знакомство  детей с буквой П,  обозначающей согласные звуки [П] и [П'].

 

Коррекционно-образовательные:

- повторить и закрепить умение давать артикуляционные и акустические характеристики

звукам [П- П'];

акрепить умение характеризовать звуки по мнемосхеме, сравнивать их по твёрдости-мягкости, устанавливать зависимость твёрдости и мягкости согласного звука от последующего гласного звука;

-продолжать учить выделять звуки [П- П']  в процессе слого- звукового анализа, определять место звуков в начале слова;

- закреплять умения различать зрительный образ буквы П, соотносить её с соответствующими звуками [П- П'];

- продолжать развивать навыки плавного слогового чтения, чтения слов, предложений;

-формировать навык овладения разборчивым, аккуратным почерком, умением графически правильно воспроизводить зрительный образ буквы П;

- повторение и закрепление орфографических правил и умение применять их на письме;

-Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимания, слухоречевую память,

-развивать общую моторику для поддержания умственной работоспособности, предупреждения утомления,

-развивать фонематический слух, восприятие и навыки акустического различения звуков,

-развивать графо-моторные навыки, мелкою моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать учителя – логопеда, товарищей,
  • воспитывать интерес к учебной деятельности.

Предварительная работа: проведение занятий по обучению грамоте по плану, беседы с детьми, словесные, дидактические игры.

Оборудование - интерактивная доска, ноутбук.
Раздаточный материал.
1. зеленый и синий карандаш (на одного  ребенка),
2. счетные палочки на каждого  ребёнка,
3. квадратики (синие, зеленые, красные) на каждого ребёнка,
4.зеркала (на каждого ребенка),
5. простой карандаш на каждого ребёнка,
6. прописи на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал.
- квадраты (синий, красный, зеленый),
- карточка с буквой П,п  (2 шт.),
- герои занятия – звуковички,
- символ для обозначения звуков [п] и  [п' ],
- стилизованное изображение буквы П,
- демонстрационная картинка большой  буквы П, маленькой – п,
-дидактические картинки со [п] и  [п' ] в начале, в середине и в конце слова
- зашумлённые картинки с буквой П.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Согласные звуки [п] и [п']. Буква П, п.658.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопед: Ребята, с егодня в гости к нам пришли друзья- звуковички Пам и Пим. Мы будем говорить об одном звуке вместе с Памом и Пимом, а о каком звуке, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам небольшой стишок, а вы подумайте: 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Развитие слухового внимания Логопед: Назовите часто встречающийся звук? Ответ детей: звук [ п ] . Логопед: Молодцы ! Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия, как вы догадались, звук [ п ] . А для того чтобы мы его правильно произносили, нужно вспомнить характеристику звука [ п ]? П оезд П ыхтит на П устынном П ерроне . П лачет, П ечалится П люшевый П они. В П рочем, П онятна П ричина П ечали — П они в П лацкартный вагон н е П ускали. П росто П ока в П ассажирском вагоне Не П редусмотрены П олки для П они. Но П редложила ему П роводница: Можно в П очтовый вагон П о П роситься .

Слайд 2

Логопед: Ребята, Пам и Пим забыли как правильно произносить звуки [П] и [ Пь ]. Давайте покажем Пиму и Паму что делаю губы, зубы, язык и рот при произношении звуков [П] и [ Пь ]. Дети соглашаются. - Тогда возьмите зеркала и произнесите звуки [П] и [ Пь ]. (Дети подходят к столу, берут зеркала, садятся на стульчики). - Логопед: Очень хорошо. Проходите за столы, садитесь. 2. А кустико-артикуляционный образ звуков [ П] и [ Пь ] Посмотри и скажи, что делают губы, зубы, язык , при произношении звука [ П ] и [ Пь ] Рот закрыт Губы в улыбке , сомкнуты, с тихим пыхом размыкаются Зубы разомкнуты Язык плоский, кончик языка немного отходит от нижних зубов Струя воздуха короткая Воздух тёплый Голоса нет В ЧЁМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ??? Когда мы произносим звук [ Пь ] , кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. п

Слайд 3

4 . Закрепление умения различия звуков [П] И [ПЬ] Логопед : Давайте объясним звуковичкам Паму и Пиму чем же отличаются эти звуки друг от друга? Ребенок: Звук [П] твердый А звук [ Пь ] мягкий. Логопед : Что у них общего? Ребенок: Они оба согласные и глухие. Логопед: Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие . В каком слове, Пам и Пим, звук [п] твердый, а в каком мягкий? Ответы детей: в слове Пам звук [п] твердый, а в слове Пим - мягкий. Логопед: Почему в слове Пим звук [ пь ] мягкий? Ответы детей: звук [ пь ] мягкий потому , что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими. Логопед : Молодцы! Вы всё ответили правильно ! Пим и Пам приготовили для нас разные игры и задания! Давайте поиграем!.

Слайд 4

- Логопед : Помогите Пиму выложить его имя с помощью цветных квадратиков. П-п-пим. Какой первый звук? Ответы детей: (Звук [ пь ]) - Он какой? Ответы детей: ( Согласный, мягкий) -Каким цветом обозначим? Ответы детей: ( Зеленым) -П-и-и-им. Какой следующий звук ? Ответы детей: (Звук [и]) -Он гласный или согласный ? Ответы детей: (Гласный) -Каким цветом обозначим ? Ответы детей: ( Красным) -И последний звук: пим-м-м? Ответы детей: (Звук [м]) -Он какой ? Ответы детей: (Согласный, твердый) -Каким цветом обозначим? (Синим). -Сколько всего звуков в слове Пим? Ответы детей: ( Всего три звука) -Сколько гласных? Ответы детей: ( 1) -Назовите его. Ответы детей: ([ и]) - Сколько согласных? Ответы детей: ( 2) -Назовите их . Ответы детей: ([ пь , м]) -Ребята , Пам просит, чтобы вы и его имя выложили цветными квадратиками. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно). Проверьте , у вех получилось так как на доске. Молодцы ! 5. Выделение звуков [П] И [ПЬ ] в процессе слого -звукового анализа

Слайд 5

- Логопед : Найдите картинки, в которых звуки [П- П '] в начале слова . 6. Определение места звуков [П- П '] в начале слова ПИМЫ ПАУК ПАЛЬМА ПУМА ПИОНЫ СУП ПАПА

Слайд 6

Логопед: - Ребята, мы повторили звуки [П] и [П'] , а теперь пришло время познакомиться с буквой П. В ы уже знаете, что у каждого звука есть свой домик. Наши звуки [п - п ' ] живут в одном домике и обозначаются одной буквой П. Буква П, п бывает большой и маленькой (демонстрация на экране Букв П, п). Посмотрите на большую букву П, сколько у неё элементов? Ответ детей :3. -Ребята, посмотрите на маленькую букву п, похожа ли она на большую букву П. Из скольких элементов состоит маленькая буква п? Ответы детей: из 3 палочек. -Перед нами лента букв. Назовите буквы, которые мы с вами уже изучили? Ответ детей. Гласные буквы. А, О, У, И, Ы,Э. Согласную букву М. - Какой буквы не хватает? Ответ детей: буквы П. Заселение буквы П в таблицу букв. п п 9. Знакомство с буквой П п

Слайд 7

- Логопед : Ребята , вспомним, что такое слог? Ответы детей: (слог – это часть слова). Пим и Пам не умеют читать, а мы с вами уже немного читаем, давайте покажем почитаем для наших друзей плавного, не торопясь. Прочитайте слоговые ряды. Развитие навыков чтения прямых и обратных слогов, интервокальных слогов 12. Чтение слогов, слов, предложений .

Слайд 8

- ПА-ПА МА-МА УМ ПУ-МА ПИ-МЫ Р азвитие навыка чтения слов: ПАПА, МАМА, УМ, ПУМА, ПИМЫ. Развитие навыков чтения предложений. Логопед : Прочитайте предложения. У м а -мы пи-мы . И у па- пы пи-мы . Логопед: Прочитайте слова по слогам 12. Чтение слов, предложений .

Слайд 9

- Логопед: Наш урок подходит к концу. - С какой буквой мы познакомились? Ответы детей. - Чем отличается звуки [П] И [ПЬ ]? Ответы детей . - Ребята, какие правила мы повторили? Ответы детей . - Молодцы! -Ребята , чтобы наши друзья Пим и Пам не забыли какой буквой обозначаются их звуки, возьмите листочки и найдите среди них букву П, п . Раскрасьте ее. Для Пама каким карандашом раскрасите? (Синим ). А для Пима ? ( Зеленым) (Дети выполняют задание) А П У Ы П И П О П Э П А П И Подведение итогов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100

Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

«Согласные звуки [к], [к\'], строчная буква к».Школа 2100

Тема урока:  «Согласные звуки [к], [к\'],  строчная буква к».Задача: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к\'],  с ролью звуков и буквы в русском языке.Цели:Образовательная:...

Согласные звуки [д] и [д\']. Буквы Д, д .

Конспект урока с использованием ЦОР....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...