Конспект логопедического занятия "Род имён существительных"
план-конспект по логопедии

Писарева Надежда Амирбековна

Логопедическое занятие на тему "Род имён существительных" для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.odt296.64 КБ
Файл rod_imeni_sushchestvitelnogo.pptx380.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Род имён существительных»

Цель урока:  отрабатывать умение определять род имен существительных

Задачи:

1. закрепить понятие имени существительного, его грамматические категории

2. развитие зрительного восприятия (через узнавание зашумлённых слов), слухового восприятия и внимания (через работу с сигнальными карточками), активизация и расширение словарного запаса (через работу с пословицами), через работу со словами, близкими и противоположными по значению.

3. воспитывать интерес к предмету, активность, внимательность

Ход занятия.

Оргмомент.

- Проверка готовности к уроку.

 

Подготовительный этап.

- Временные представления. Какое сегодня число, месяц, день недели, время года.

- Чему учимся на нашем занятии?

Основной этап.

 

- слайд Посмотрите на экран. Узнайте слово.

радуга

облако

дождь

Пушок

- Подумай и назови лишнее слово. (Пушок) Почему?

- одушевлённое, отвечает на вопрос кто?,  остальные слова на вопрос что? неодушевлённые.

- пишется с большой буквы т.к. имя собственное, а другие нарицательные.

А что эти слова объединяет? Что общего?

- Это имена существительные.

Игра «ДА-НЕТ»


– Имя существительное – это часть речи?(да)
– Имя существительное обозначает действие?(нет)
– Имя существительное обозначает предмет?(да)
– Имя сущ. отвечает на вопросы какой, какая, какое?(нет)
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?(да)

Что же такое имя существительное?.Правило повторяем. (один ученик)

Подведение к теме урока и цели.

- Составь по первым буквам слово. РОД

Имена существительные имеют три рода, его можно определить, подставив слова (она моя, он мой, оно моё). И это признак неизменный.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? (определять род имён существительных)

Вспомни, какое слово было первое? РАДУГА

Давайте определим род этого существительного. Какие слова подставим? (она моя)женский род

второе слово ОБЛАКО какие слова подставить ОНО МОЁ (средний род)

третье слово ДОЖДЬ ОН МОЙ (мужской род)

Давайте потренируемся.

У вас на парте сигнальные карточки. Я называю имя существительное,  вы показываете мне к какому роду оно относится.

Туман, снег, солнце, роса, небо, туча, гроза, звёзды, деревья, морозы.

Почему это имя существительное вызвало у вас трудности?

В каком числе оно употребляется? Как определить род у сущ. Множественного числа?

- Изменить его. Звёзды-звезда

Верно.

Работа в тетради. (фронтальная)

Откройте тетради. Запишите число

Прочитайте слова.

Выбери в каждом столбике имена сущ. указанного рода

Придумайте сами по одному существительному к каждому столбику.

Найдите слова, близкие по значению. Запиши в тетрадь, определи их род.

ТРУД, РАБОТА, ЗАНЯТИЕ- слова, близкие по значению.

Рефлексия.

Какого рода имя существительное, если его можно заменить ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ?

Фронтальная работа на слайде

Вставь в предложения существительные нужного рода. Выбери слова из правого столбика.

Задание индивидуальное на карточках (голубые 1 вар, розовые 2 вар, жёлтые- 3 вар)

Оценивание.

За выполнение этого задания вы получите оценку.

Отлично! Если всё выполнил самостоятельно и без ошибок.

Хорошо! Если выполнил без ошибок или с одной ошибкой.

Неплохо! Если две и более ошибок.

Прочитай пословицы. В каждой из них есть слова, противоположные по значению.(вспомнить)

Спиши пословицы в тетрадь. Определи у слов, противоположных по значению род.

1 вариант (Данил, Полина, Ангелина, Дарья)

Труд кормит, а лень портит.

Откладывай безделье, не откладывай дело.

Ученье - свет, а неученье- тьма.

Худой мир лучше, чем добрая ссора.

2 вариант (Арсен, Максим, Иван, Виктор, Диана, Ангелина)

Труд кормит, а лень портит.

Худой мир лучше, чем добрая ссора.

3 вариант (Ярослав) жёлтая только подписать род

Труд кормит, а лень портит.

Худой мир лучше, чем добрая ссора.

Рефлексия.

Что вы определяли у существительных, противоположных по значению?

Оценивание.

Итог урока.

Что учились определять у имён существительных?

Как правильно определить род?

Кто после этого урока точно может сказать

- Да, я умею определять род имён существительных! Поднимите руку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род имен существительных

Слайд 2

Мурка

Слайд 3

ВСПОМНИЛИ : что такое имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое собственное и нарицательное БУДЕМ УЧИТЬСЯ : определять род имён существительных

Слайд 4

РАДУГА ОБЛАКО ДОЖДЬ ОНА МОЯ ЖЕНСКИЙ РОД ОНО МОЁ ОН МОЙ СРЕДНИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД

Слайд 5

ВЫДЕЛИ В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ СЛОВА УКАЗАННОГО РОДА МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД ТРУД РУЧКА ОН МОЙ СТОЛ ОКНО ГОРОД ДОРОГА ЗЕРКАЛО ОНА МОЯ РАБОТА МАГАЗИН ТЕТРАДЬ ТЕЛЕФОН ЯБЛОКО ОНО МОЁ КНИГА ЗАНЯТИЕ ДУПЛО

Слайд 6

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ТРУД, РАБОТА, ЗАНЯТИЕ

Слайд 7

ВСТАВЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НУЖНОГО РОДА. ВЫБЕРИ ИХ ИЗ ПРАВОГО СТОЛБИКА ___________ разгорался всё сильнее. ___________ охватило стройку. Над домом развевался ___________ . __________ колыхалось на ветру. __________ замела все дороги. __________ бушевал всю ночь.

Слайд 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ОЦЕНКУ ОТЛИЧНО! 5 - если выполнил без ошибок ХОРОШО! 4 - если выполнил с одной ошибкой НЕПЛОХО! 3 - если выполнил с двумя и более ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

Конспект урока "Род имён существительных".

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных". 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века....

Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»

Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....