Коррекция дизорфографии. Авторские словарные диктанты
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Все мы знаем, что полноценного грамотного письма не может быть без знания правописания словарных слов.

Хочу вас познакомить с новой методикой изучения словарных слов.

А для закрепления правописания предлагаю несколько авторских словарных диктантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slovarnye_slova.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

"Коррекция дизорфографии. Авторские словарные диктанты."

Словарными словами называют слова, написание некоторых букв которых нельзя проверить по правилам. Поэтому главным приемом работы всегда было заучивание. Раньше дети составляли словари, учили слова, выполняли упражнения и писали диктанты. И такая работа не всегда была эффективной.

Хочу познакомить с методикой изучения словарных слов, которая показала высокую эффективность в работе со школьниками. Эта методика была разработана Пятибратовой Наталией Владимировной. Автор предлагает использовать этимологию и мнемотехнический прием. Суть методики заключается в том, что запоминание происходит в играх посредством специальных карточек. На одной стороне словарное слово, на другой - записана этимология, то есть происхождение. У каждой такой карточки есть пара на которой есть слово- помощник или ассоциация. Например, словарное слово медведь. С ребенком изучается происхождение слова (медведь - животное, которое мед ведает) и используется карточка со словом-помощником, т.е картинка с названием предмета, которое помогает запомнить словарное слово.

Мнемотехнический прием используется следующим образом.  На одной карточке написано слово, например собака и изображено это животное. На парной карточке нарисовано как дети помогают маме и подписано слово пособник, пособить, то есть помогать. Так вырабатывается ассоциация к нужному слову.

Важным является то, непроверяемая буква в словарном слове, в слове -происхождении или слове - помощнике оказывается в сильной позиции, что так же помогает в запоминании (медведь - мЁд, собака - посОбник, столица - стОл).

Автор предлагает разнообразные игры с карточками. После того как словарные слова отработаны в интересных заданиях, можно для закрепления использовать словарные диктанты.

Для учащихся 3х классов я придумала следующие тексты.

В лесу

 Наступил декабрь. Дороги покрылись снегом. На домах красиво блестел иней. В деревню прилетели снегири и стали клевать ягоды рябины. Мы с товарищем взяли коньки и пошли в лес на каток. Недалеко пробежал заяц. Он потревожил медведя. Медведь заворочался в берлоге. Наша собака насторожилась, но скоро успокоилась. В лесу было так красиво, что совсем не хотелось возвращаться к учебникам и тетрадям.

За елкой

В конце декабря мы с отцом поехали в лес за елкой. Была сильная метель и дорогу замело. Мы вышли из машины и пошли искать зеленую красавицу. Нас увидела сорока и подняла шум. Снегири взлетели с рябины. Заяц пробежал по сугробам. Только медведь был в глубокой спячке. Мы нашли красивую ёлочку и хотели срубить топором, но передумали.  Пусть растет и радует лесных жителей.

Спасение

Мы с товарищем соседи и живем на одной улице. Однажды мы гуляли в нашей деревне и увидели как кошка поймала синицу. Какой тут поднялся шум. Корова, петух, воробьи и вороны дружно закричали. Собака понеслась за кошкой. Кошка испугалась, бросила синицу и залезла на дерево. А синица сказала спасибо собаке на своем языке и улетела. Вот такая  история.

Школа

В сентябре ученики и ученицы первый раз пришли в школу. Они стали изучать алфавит и рисовать карандашами рисунки в тетрадях. Школьники узнавали о планетах и человеке. Дежурные следили за чистотой. В столовой дети ели из тарелок макароны с сыром и пили из стаканов чай с сахаром. В конце октября ученики сказали школе прощай и ушли на отдых. В это время учительница повезла класс на большой завод. Там дети увидели как делают барабаны, лопаты, сапоги и ботинки. После отдыха школьники с радостью вернулись за парты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Коррекция дизорфографии

Доступный материал  по нужной тематике....

«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Проект программы по коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР «Грамотейка»

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.В последние два десятилетия проведенная научно-экспериментальная работа выдающихся уч...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...