Проект программы по коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР «Грамотейка»
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

В последние два десятилетия проведенная научно-экспериментальная работа выдающихся ученых современности (исследования Р.И.Лалаевой, И.В.Прищеповой) выявила большую распространенность нарушения усвоения правил правописания среди учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями  речи (ТНР). Так, среди младших школьников с ТНР, обучающихся в специальных коррекционных школах, дизорфография отмечается у 80% второклассников и 90%  у учащихся третьих и четвертых классов. Причем, 33% детей с ТНР страдают тяжелой формой дизорфографии, 40% детей с ТНР — средней и 27% - с легкой формой дизорфографии. На успеваемость ребенка в школе влияют множество факторов, один из наиболее важных, это уровень развития письменной речи. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Проект программы основан на теоретических и практических разработках А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Е.Ф. Соботович. Изучение данной проблемы с точки зрения психолингвистического подхода принадлежит Р.И. Лалаевой, концептуальные идеи и дидактические принципы связи филоонтогенеза и социогенеза - А.Р. Лурия и Л.С. Выготскому, программируемости и контроля - Б.Г. Ананьеву и Л.С. Цветковой, потенциальных и компенсаторных возможностей познавательных механизмов - В.П. Зинченко. Методологической основой программы являются идеи разработки Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.В. Прищеповой, Р.И. Лалаевой, И.Н.  Садовниковой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gramoteyka.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СУРГУТСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД I ,V ВИДА»

Проект программы

 по коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР

«Грамотейка»

Составитель: учитель- логопед

Волкова Марина Евгеньевна

Сургут

2012

Содержание

Пояснительная записка----------------------------------------------------------3                

Анализ результатов реализации проекта программы по коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР ------------------------------------------10

Список использованной литературы----------------------------------------15

Приложения:

Приложение 1. Учебно-тематическое планирование к программе

«Грамотейка» для учащихся 2 класса с ТНР.

Приложение 2. Учебно-тематическое планирование к программе

«Грамотейка» для учащихся 3 класса с ТНР.


Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Р. Сеф

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

В последние два десятилетия проведенная научно-экспериментальная работа выдающихся ученых современности (исследования Р.И.Лалаевой, И.В.Прищеповой) выявила большую распространенность нарушения усвоения правил правописания среди учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями  речи (ТНР). Так, среди младших школьников с ТНР, обучающихся в специальных коррекционных школах, дизорфография отмечается у 80% второклассников и 90%  у учащихся третьих и четвертых классов. Причем, 33% детей с ТНР страдают тяжелой формой дизорфографии, 40% детей с ТНР — средней и 27% - с легкой формой дизорфографии. На успеваемость ребенка в школе влияют множество факторов, один из наиболее важных, это уровень развития письменной речи. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Проект программы основан на теоретических и практических разработках А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Е.Ф. Соботович. Изучение данной проблемы с точки зрения психолингвистического подхода принадлежит Р.И. Лалаевой, концептуальные идеи и дидактические принципы связи филоонтогенеза и социогенеза - А.Р. Лурия и Л.С. Выготскому, программируемости и контроля - Б.Г. Ананьеву и Л.С. Цветковой, потенциальных и компенсаторных возможностей познавательных механизмов - В.П. Зинченко. Методологической основой программы являются идеи разработки Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.В. Прищеповой, Р.И. Лалаевой, И.Н.  Садовниковой и др.

Проект разработан на основе общепринятых дидактических принципов:

  • комплексности;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий – постепенное усложнение заданий и речевого материала;
  • принцип деятельности;
  • системности;
  • принцип учёта симптоматики и степени выраженности речевой патологии.

Актуальностью данной программы является то, что профилактика и коррекция дизорфографии способствует улучшению результатов успеваемости учащихся с речевой патологией по русскому языку, повышению интереса к урокам грамматики, а в дальнейшем, развитию успешности школьника.

Исходя из вышесказанного, возникает острая необходимость осуществления грамотного подхода к профилактике и коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР.

Новизна данного проекта проявляется на системном уровне: интеграция общепринятых методов и приемов работы по коррекции дизорфографии с задачами по профилактике и коррекции недостатков в речевом развитии учащихся с ТНР (сочетание фронтальных и индивидуальных способов преодоления речевых нарушений с опорой на сохранные анализаторы, применяя современные педагогические технологии деятельностного типа).

Значимость программы обоснована достаточно широким применением материалов данного проекта. В своей практической деятельности программу могут использовать учителя-логопеды и учителя начальных классов, как специальных, так и  общеобразовательных учреждений  города, осуществляя индивидуальную и фронтальную работу с детьми, имеющими речевую патологию. Кроме того, практический материал программы могут применять воспитатели групп продленного дня во внеурочной деятельности.

Также, новизна содержания проекта заключается в постепенном усложнении лексико-грамматического материала, нестандартных формах и методах проведения занятий по профилактике и коррекции дизорфографии:

  • Сочетание фронтальных и индивидуальных способов преодоления речевых нарушений
  • Применение тестовых заданий

Целью проекта является: профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся с ТНР.

Задачи:

  • Устранить нарушение звукопроизношения
  • Увеличить словарный запас учащихся через расширение семантических полей слов
  • Сформировать и развивать у учащихся навык речезвукового анализа
  • Сформировать и развивать навык образования грамматических форм слов в соответствии с возрастными нормами.
  • Сформировать представления учащихся об орфографических нормах письма.

Этапы  реализации программы:

  1. 1. Диагностико – подготовительный – определение уровня речевого и психического развития детей.
  • Анализ письменных работ, процесса чтения.
  • Состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия.
  • Состояние лексико - грамматического строя.
  • Выявление уровня развития познавательных процессов и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Основной

  • формирование навыков грамотного письма, развитие навыков словообразования и словоизменения, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
  • консультативно-профилактическая работа с педагогами и родителями учащихся

3. Итоговый -  подведение итогов развивающей работы с детьми

  • итоговая диагностика (проверка навыков письма и техники чтения, анализ письменных работ учащихся)

Предполагаемый результат:

Данная программа позволяет повысить:

1.  Познавательный интерес к обучению на уроках грамматики.

2. Приобщение родителей к практике самообразования и помощи своим детям преодолевать трудности при изучении тем.                                                                                                                                                                                                                                                                              

3. Развитие самостоятельности и инициативы учащихся.

4. Повышение продуктивности в учебной деятельности.

5. Повышение интереса к учебному процессу.

Методы диагностики результативности программы:

  1. Диагностика (входная, промежуточная, итоговая).
  2. Собеседование с родителями и педагогами.

Формы работы:

Программа предполагает проведение работы в форме групповых (уроки грамматики), подгрупповых  и индивидуальных занятий с учащимися по профилактике и коррекции дизорфографии.

Формы контроля результатов:

Проведение административных, тематических и контрольных работ, срезов, тестов по грамматике.

В работе систематически на всех уроках используется предложенный практический материал:

  • Практический материал к программе «Грамотейка» книга 1: «Развивающие задания по коррекции дизорфографии для учащихся  1- 2 классов с ТНР» содержит упражнения и задания различного вида для отработки учебных навыков в 1-2 классах по темам «Фонетика», «Правописание слов», «Состав слов», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
  • Практический материал к программе «Грамотейка» книга 2: «Развивающие задания по коррекции дизорфографии для учащихся   3- 4 классов с ТНР» содержит упражнения и задания различного вида для отработки учебных навыков в 3-4 классах по темам «Правописание слов», «Состав слов», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение».
  • Практический материал к программе «Грамотейка»  книга 3: «Дидактические игры по коррекции дизорфографии для учащихся начальных классов с ТНР» содержит материал для отработки учебных навыков по каждой теме в 1-2 и 3-4 классах. Использование дидактических игр на уроках будет способствовать обогащению лексики, развитию связной речи, вызывает  у детей интерес к языковым «открытиям», желание совершенствовать собственную речь. Материал предусматривает устное и письменное выполнение заданий. Задания способствуют совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления, содержит стихи для более успешного запоминания правил и применение их на письме,  по темам «Фонетика», «Правописание слов», «Состав слов», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение».

Рекомендации по проведению игр орфографического характера:

  1. Игры проводятся с учетом умственного развития школьника, с опорой на его жизненный опыт.
  2. В каждой игре необходимо участие педагога: объяснение игры, показ действий, совместные действия педагога и ученика. Наблюдение за выполнением заданий.
  3. Педагог постоянно поощряет детей. Оказывает им своевременную, посильную помощь, делая это незаметно.
  4. Каждая игра должна носить целевую направленность и игровые задания должны подчиняться ей.
  5. Игровые задания должны быть посильными. Понятными. Но в тоже время содержать элемент трудности; ребенку нужно приложить усилие, проявить терпение. Чтобы достичь цели.
  6. Педагог использует игры с закрепляющей и автоматизирующей целью.
  7. Игровой материал должен быть доступным для детей.
  8. Начинать следует с простых игр. Постепенно усложняя их и модифицируя.

Практическое применение программы

Программа рассчитана для работы учителей начальных классов и учителей-логопедов с учащимися 2-4 классов с ТНР. Основная форма обучения – фронтальные занятия, продолжительностью 40 минут во 2 классе 4 раза в неделю, в 3 и 4 классах по 5 раз в неделю.

Распределение учебного материала в течение года, предложенное в программе, носит четкий характер и соответствует рабочей программе по фонетике, грамматике и правописанию данных классов, автор Т.Г. Рамзаева «Русский язык».

Дидактические упражнения и игры можно проводить в начале урока, для повторения изученного материала и привлечения внимания к изучению нового материала; в середине урока в качестве повторения и закрепления изучаемого материала, чтобы сменить вид деятельности и поднять интерес к изучаемой теме; но чаще всего игровые упражнения проводятся во второй половине урока для закрепления пройденного материала. Кроме уроков игры орфографического характера можно проводить индивидуально или с подгруппой учеников на индивидуальных занятиях, во внеурочное время: классные часы, викторины, КВН по грамматике.

Распределение часов по четвертям во 2 классе

для учащихся с ТНР (4 часа в неделю)

четверть:

РАЗДЕЛ

количество

часов

контрольные работы:

диктанты

контрольное

списывание

I

  • Повторяем то, что знаем
  • Речь.
  • Звуки и буквы. Слог.
  • Предложение и текст.                

4

3

21

8

Итого 36

1

1

II

  • Предложение и текст.
  • Звуки речи.

2

26

Итого 28

2

1

III

  • Слово и предложение.

40

Итого 40

2

1+1т.р.

IV

  • Слово и предложение.
  • Повторение изученного материала за год.

17

15

Итого 32

2

1

Год:

                                                     

136

7

4+1т.р.

Распределение часов по четвертям в 3 классе для учащихся с ТНР

(5 часов в неделю)

четверть:

РАЗДЕЛ

количество

часов

контрольные работы:

диктанты

контрольное

списывание

I

  • Повторение
  • Предложение
  • Словосочетание
  • Текст    
  • Состав слова            

15

5

2

3

20

Итого 45

1

1

II

  • Состав слова

35

Итого 35

2

1

III

  • Части речи
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное

9

29

12

Итого 50

1

1

1

IV

  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Повторение изученного за год.

6

24

10

Итого 40

1

1

1

Год:

                                                     

170

9

2

Анализ результатов реализации программы

по коррекции дизорфографии «Грамотейка»

Апробация Программы началась с 2009 года на базе Сургутской специальной коррекционной начальной школы – д/с I,V вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и завершится в конце 2013 учебного года.

Занятия проводились фронтально, в игровой форме, продолжительностью 40 минут во 2 классе 4 раза в неделю, в 3 классе 5 раз в неделю, согласно расписанию; индивидуально и по подгруппам по 2- 4 человека. Наполняемость группы при фронтальных занятиях: весь класс до 12 человек, что соответствует нормам коррекционных классов.

В рамках реализации Программы проводились следующие мероприятия:

  • Индивидуальные консультации с родителями по результатам письменных срезов
  • Развивающие занятия по коррекции дизорфографии
  • Предлагались игры и игровые упражнения в помощь родителям, оформлялась наглядная информация для педагогов и родителей  (буклеты, памятки, информационные бюллетени)
  • Проведены тематические родительские собрания

Консультативно-профилактические мероприятия проводились по темам:

  • Легко ли научиться читать и писать?
  • Ранняя диагностика нарушений письма и его коррекция.
  • Предупреждение дизорфографии у учащихся с ТНР.
  • Современные технологии в коррекции дизорфографии.

В начале реализации Программы была проведена стартовая диагностика состояния письменной речи учащихся 2 класса, которая выявила 100% наличие ошибок орфографического характера у учащихся с ТНР.

По итогам 2 и 3 классов была проведена диагностика письменной речи учащихся с ТНР. Анализ результатов в конце каждого учебного года показал позитивные изменения в коррекции дизорфографии учащихся с ТНР, произошедшие в результате комплексной работы учителя-логопеда по программе. На диаграммах  отражены данные результатов успеваемости и качества знаний учащихся 2 класса в 2010-2011 учебном году (см. рис.1) и  результаты успеваемости и качества знаний учащихся 3 класса в 2011-2012 учебном году (см.рис.2) .

Данные диагностики показали:

  • По итогам контрольных работ за 2 класс  уровень успеваемости стабильный и составляет в среднем 82%, что включает в себя положительные оценки учащихся («3», «4», «5»). Оставшиеся 18% -это неуспевающие. Уровень качества знаний учащихся значительно повысился с 64% на начало учебного года до 75% по итогам 4 четверти, что в среднем составило 67%, и включает в себя положительные оценки учащихся («4», «5»).

Рис.1 Результаты успеваемости и качества знаний учащихся в 2010-2011 учебном году (2-ой класс)

  • По итогам контрольных работ за 3 класс уровень успеваемости повысился и составлял по четвертям 100%, кроме стартовой контрольной работы, что в среднем составило 94%, это включает в себя положительные оценки учащихся («3», «4», «5»). Уровень качества знаний учащихся повысился до 78% по итогам 3 четверти, что в среднем составило 67%, и включает в себя положительные оценки учащихся («4», «5»). Из 9 учащихся класса 6 человек пишут контрольные работы на «4», «5». Неуспевающих учащихся по итогам 3 класса нет.

Рис.2 Результаты успеваемости и качества знаний учащихся в 2011-2012 учебном году (3-ий класс)

  • Сравнительный анализ успеваемости (рис.3) учащихся по коррекции дизорфографии показал, что успеваемость учащихся повысилась с 82% до 94% по итогам 3 четверти 3 класса. Качество знаний (рис.4) учащихся по коррекции дизорфографии  пока остается на стабильном среднем уровне и составляет 67%. Это говорит о том, что некоторые ученики в силу своих индивидуальных особенностей еще допускают ошибки орфографического характера на письме.

Рис.3 Сравнительный анализ успеваемости  учащихся по коррекции дизорфографии.

Рис.4 Сравнительный анализ качества знаний учащихся по коррекции дизорфографии

Кроме того, по итогам прохождения коррекционной программы можно отметить следующие позитивные изменения:

  • Снизилась эмоциональная напряженность и тревожность, связанная с письменной речью учащихся
  • Повысилась самооценка и уверенность учащихся в своих возможностях
  • Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся

Список литературы

  1. Аксенова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Алгазина Н. Н. Трудные случаи правописания. — М., 1961.
  3. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. - М., 1987.
  4. Веретенникова СЛ., Клыков А.А. Четыре времени года. — М.: Просвещение, 1971.
  5. Волина В.В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994.
  6. Ефименкова JI.H., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М.: Просвещение, 1991.
  7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. — Л.: Просвещение, 1990.
  8. Кобзарева Л.Т., Резунова М.П., Юшина Т.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. — ТЦ «Учитель», 2001.
  9. Козырева Л.М. Логопедическое пособие. — М.: Издат-Школа, 2000.
  10. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.,1982.
  11. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М., 2001.
  12. Кумарина Г. Ф. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения. — М., 1989.
  13. Лалаева Р.И., Бенедиктова JI.B. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. — СПб.: Образование, 1997.
  14. Лалаева Р. К, Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников.— СПб., 1999.
  15. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
  16. Прищепова И. В. Карта обследования младших школьников с дизорфографией // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения // Сборник методических рекомендаций. — СПб., 2000.
  17. Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — СПб., 1992.
  18. Прищепова И. В. К вопросу о коррекционном обучении младших школьников с речевой патологией // Личность, образование и общество в России в начале XXI века. — СПб., 2001.
  19. Прищепова И. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб., 1999.
  20. Прищепова И. В. Симптоматика дизорфографии у младших школьников, страдающих нарушениями письменной речи и // Инновации в образовании и социальные перемены. — СПб., 1993. Ч. II.
  21. Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. — СПб.: СПГУПМ, 2000.
  22. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  23. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Рабочая программа КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3-х 4-х КЛАССОВ

Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовите...

Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"

Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...