Положение о Службе ППС
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_sluzhbe_pps.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

Рассмотрено

на заседании общего собрания трудового коллектива

Протокол № ___ от ___________20__ г.

Утверждаю

Директор

______________________ В.А. Тихонов

«___» ________________ 20___ г.

Согласовано

с Управляющим советом ОО

Протокол № ___ от ___________20__ г.

Председатель УС

_____________________ И.Ю. Святенко

Введено в действие

приказом

от «___» ________________ 20___ г.

№ ____________

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе психолого-педагогического сопровождения

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа в Капотне»

  1. Общие положения
  1. Настоящее положение разработано в соответствии с приказом Минобразования России от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  2. Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ «Школа в Капотне» (далее – Служба ППС). 
  3. Служба ППС организует свою работу на базе всех учебных корпусов ГБОУ «Школа в Капотне».
  4. Деятельность Службы направлена на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды и включает в себя психологическую, логопедическую, дефектологическую, педагогическую и социально-правовую помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), работникам ГБОУ «Школа в Капотне». К основным задачам Службы относятся:
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, коррекции, социализации;
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов;
  • разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий (прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся);
  • создание условий для психологически комфортного существования обучающихся в различных образовательных стандартах;
  • обеспечение безопасности инновационных преобразований.
  1. Деятельность сотрудников Службы ППС осуществляется на основании нормативных правовых актов РФ, г. Москвы, школы, настоящего Положения. Специалисты осуществляют как плановую деятельность, так и на основании запросов субъектов образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей). Специалисты, входящие в состав Службы ППС имеют соответствующее профильное образование, практический опыт.
  2. Служба ППС осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими образовательными организациями, городской ЦПМПК, территориальными центрами ГППЦ, районными медицинскими специалистами, инспектором по охране прав детства, комиссией по делам несовершеннолетних, районным отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения, высшими учебными заведениями и иными организациями или частными лицами. Взаимодействие между Службой ППС и ресурсами регламентируется договорами о сотрудничестве.
  1. Цель и задачи Службы ППС
  1. Цель содействовать психическому, психофизическому и личностному развитию обучающихся на всех уровнях образования, оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, социальной адаптации, а также обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детям-инвалидам. Создавать условия для реализации права на получение доступного общего образования в соответствии с рекомендованным индивидуальным образовательным маршрутом.
  2. Задачи:
  1. содействовать администрации и педагогическому коллективу ГБОУ «Школа в Капотне» в создании благоприятной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным возможностям и особенностям обучающихся, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  2. содействовать в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков и основных компетенций, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.  Оказывать помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  3. содействовать педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. Психологическая поддержка ребенка и семьи в трудных жизненных ситуациях;
  4. содействовать созданию единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования и обучающихся в подготовке педагогического коллектива к освоению психолого-педагогических основ социализации ребенка. Формирование здорового образа жизни;
  5. проводить психологический анализ социальной ситуации развития, выявлять основные проблемы, определять причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
  6. содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
  7. формировать у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  8. содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;
  9. осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
  10. проводить профилактические мероприятия по предупреждению и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, в личностном развитии обучающихся;
  11. участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами корпусов в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  12. содействовать распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  13. осуществлять помощь администрации и педагогическому коллективу в реализации взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями обучающихся и социумом;
  14. обеспечивать необходимый уровень психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов;
  15. разрабатывать и сопровождать адаптированные общие образовательные программы (далее – АООП), индивидуальные образовательные траектории (прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков, обучающихся);
  16. создавать условия для психологически комфортного существования обучающихся в различных образовательных стандартах;
  17. обеспечивать безопасность инновационных преобразований;
  18. развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) обучающихся, родителей, педагогов.
  1. Субъекты деятельности Службы ППС
  • обучающиеся дошкольных групп, обучающиеся школы начального, среднего и основного общего образования;
  • родители (законные представители) обучающихся;
  • педагоги;
  • администрация.
  1. Основные функции Службы ППС
  • экспертно-аналитическая;
  • диагностико-прогностическая;
  • информационно-просветительская;
  • консультативно-профилактическая;
  • реабилитационная;
  • развивающая;
  • коррекционная;
  • организационно-методическая;
  • научно-исследовательская (опытно-экспериментальная).
  1. Структура Службы ППС
  1. Служба создается приказом директора школы и является составляющей частью окружной Службы психолого-педагогического и социального сопровождения, которая, в свою очередь, дифференцированно входит в службу практической психологии системы образования г. Москвы.
  2. Руководитель Службы (или Ответственный) назначается и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения.
  3. В состав комплексной школьной службы психолого-педагогического сопровождения могут быть включены следующие специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Все специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.
  4. Внутренняя структура и штатная численность комплексной службы психологопедагогического и социального сопровождения утверждается директором школы в соответствии с типовыми штатами, нормативами численности специалистов с учетом объемов работы и специфики деятельности.
  5.  Сотрудники Службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники Службы имеют равные права доступа к рабочей документации Службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных.
  6. В случае, если имеющиеся данные в любой степени могут нанести вред какому-

либо субъекту образовательного процесса, сотрудники Службы гарантируют либо их кодификацию (сокрытие        имен, заключений, рекомендаций под кодовыми

обозначениями), либо ограничение доступа к ним, либо уничтожение этих данных.

  1. Основные направления деятельности Службы ППС
  1.  Психолого-педагогическое сопровождение – формирование психологической культуры        всех        участников        образовательно­воспитательного процесса, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, сохранение психологического здоровья, а также своевременное предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Организация, эффективной деятельности по внедрению и расширению форм и методов психолого-педагогической поддержки обучающихся при реализации модели инклюзивного (интегрированного) образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.
  2. Профилактическое направление – применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации у обучающихся всех уровней образования, разработка конкретных рекомендаций педагогам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, адаптации, обучения и развития;
  3. Диагностическое направление – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода пребывания в ГБОУ «Школа в Капотне» в целях определения уровня сформированности ВПФ и развития познавательных процессов, потенциальных индивидуальных возможностей и склонностей ребенка, развития эмоционально-волевой, речевой сферы, коммуникативных способностей и степени адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

По результатам диагностического обследования:

  • выявляются обучающиеся нуждающиеся в создании специальных условий; логопедической и/или психологической коррекции, которые направляются на психолого-педагогический консилиум (далее – ППк).
  • выявляются причины и источники нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Предварительную диагностику обучающихся дошкольных групп в возрасте
4 - 6 лет проводит учитель-логопед в сентябре в рамках функциональных обязанностей. По результатам диагностики до 1 октября составляется:

- список обучающихся дошкольных групп, нуждающихся в коррекционной помощи;

- список обучающихся дошкольных групп, нуждающихся в уточнении психолого-педагогического заключения.

Обучающиеся дошкольных групп младшего возраста обследуются ППк только по запросу родителей и направлению учителя-логопеда.  

ППК проводит обследование ребенка, дает заключение и направляет на занятия к специалисту, или по сложным случаям – на городскую ЦПМПК.

Основанием для получения коррекционной помощи
является заключение консилиума. Зачисление происходит по возрастным группам, начиная с 4 лет.
 

В состав ППк входят:

  1. председатель ППк;
  2. учитель-логопед;
  3. учитель-дефектолог;
  4. педагог-психолог;
  5. старший воспитатель.

Состав ППк утверждается приказом директора сроком на 1 год.

Плановые заседания ППк проводятся не реже 1 раза в квартал. Внеплановые заседания ППк могут проводиться в любое время по запросу родителей (законных представителей), а также специалистов Службы ППС.

За создание условий для проведения диагностики несет ответственность администрация учебного корпуса Школы.

Обследование обучающегося проводится в присутствии родителей (законных представителей) с обязательным ознакомлением их под подпись с результатами консилиума и рекомендациями по результатам проведенного обследования. Зачисление в группу для занятий с логопедом проводится только при наличии письменного согласия родителя (законного представителя) на оказание обучающемуся логопедической помощи.

Список обучающихся, зачисленных на занятия с учителем-логопедом, утверждается заместителем директора.

  1. Коррекционно-развивающее направление – активное психокоррекционное воздействие на развитие сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы обучающегося с учетом индивидуально-личностных особенностей на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. Сохранение индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов и других специалистов.
  2. Консультационное направление – оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Оказание помощи педагогическому персоналу и родителям в случаях неадекватного поведения и дезадаптации со стороны обучающихся, в обеспечении эмоционального благополучия, создании максимально комфортных условий пребывания в ГБОУ «Школа в Капотне» и домашних условиях. Содействие в профессиональной ориентации обучающихся. Социально-психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности.
  3. Просветительское направление – формирование у обучающихся их родителей (законных представителей), у педагогических работников и администрации ГБОУ «Школа в Капотне» потребности в психологических занятиях. Формирование умения использовать психологические знания в учебно-воспитательной работе с ориентацией на ребенка, его познавательные интересы, самочувствие, желание и эмоциональный настрой, а также для предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Просветительская деятельность с родителями:

  • родительские группы по коррекции детско-родительских отношений;
  • выступления на родительских собраниях;

         просветительская деятельность с педагогами школы и дошкольных отделений:

  • выступления на педагогических советах;
  • тренинги для педагогов по профилактике эмоционального выгорания;
  • просветительская работа с педагогами школы и дошкольных отделений по методам воспитания и обучения детей с трудностями в развитии.
  1. Научно-методическое направление:
  • разработка и совершенствование образовательных, развивающих, коррекционных профилактических программ;
  • работа научно-методических объединений педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов с целью повышения качества психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
  • работа методической группы Службы ППС с целью разработки комплекса документации, способствующей созданию условий преемственности в процессе непрерывного образования. Методическая группа является функциональным ядром научно-методического направления, состоит из различных специалистов, имеющих опыт методической работы. Специалисты входят в группу на добровольных началах. Методическая группа собирается для решения различных вопросов не реже 1 раза в месяц. Продолжительность рабочих заседаний и мероприятий не превышает 2 часов (эффективная работа специалиста поощряется из фонда материального стимулирования образовательной организации в соответствии с критериями, выработанными и утвержденными для данной категории).
  1. Права работников Службы ППС
  1. Сотрудники Службы ППС имеют право
  1. Запрашивать у должностных лиц учебных корпусов ГБОУ «Школа в Капотне» в рамках компетенции службы необходимую информацию и документацию для решения различных задач.
  2. Проводить индивидуальные и фронтальные диагностические мероприятия с участниками образовательно-воспитательного процесса и давать соответствующие рекомендации.
  3. Вносить предложения руководству ГБОУ «Школа в Капотне» по совершенствованию работы Службы ППС, предусмотренные должностной инструкцией.
  4. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, вопросам премирования работников Службы ППС в соответствии с индивидуальным вкладом в итоговые результаты работы.
  5. Определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы работы.
  6. По согласованию с администрацией организовывать и проводить оперативные совещания по вопросам, входящим в компетенцию Службы ППС.
  7. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных вопросам современного образования.
  8. Привлекать специалистов из других учреждений и организаций при согласовании с руководством ГБОУ «Школа в Капотне». Обращаться к другим специалистам за консультацией.
  9. Повышать свою профессиональную квалификацию в установленном порядке.
  10. Проходить аттестацию в установленном порядке.
  11. Участвовать в работе конфликтных комиссий.
  1. Сотрудники Службы ППС обязаны
  1. руководствоваться соответствующими нормативными документами, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность Службы;
  2. рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
  3. изучать документацию о состоянии здоровья обучающихся, выявлять уровень развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, изучать социальную ситуацию развития ребенка, неблагоприятные варианты развития у детей, запас знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения;
  4. знать новейшие достижения науки, применять современные методы работы;
  5. работать в тесном контакте с руководством школы, оказывать необходимую помощь администрации;
  6. выполнять распоряжения администрации школы;
  7. представлять для согласования годовой план и отчет работы руководителю Службы;
  8. выполнять распоряжения администрации Управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии.
  1. Ответственность работников (руководителя) Службы ППС

Сотрудники Службы ППС обязаны

  1. В решении всех вопросов исходить только из интересов обучающихся, их полноценного развития.
  2. Руководствоваться соответствующими нормативными документами, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность Службы ППС.
  3. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
  4. В своей работе опираться на результаты медицинского обследования, предоставленные родителями.
  5. Изучать новейшие достижения в сфере современного образования, применять их в практической деятельности.
  6. Работать в тесном контакте с руководством ГБОУ «Школа в Капотне», оказывать администрации необходимую помощь, в рамках должностных обязанностей.
  7. Соблюдать профессиональные этические принципы. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные   в результате диагностической   или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружающим.
  8. Предоставлять руководителю Службы ППС для согласования годовой план и отчет работы специалиста.
  9. Руководящая, координирующая и организационно-направляющая функции в деятельности Службы ППС осуществляется руководителем, назначенным приказом директора ГБОУ «Школа в Капотне». Руководитель несет административную ответственность за деятельность службы, выполнение комплексного плана работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

"Холод на службе природы"

             ЭКСКУРСИЯ    «ХОЛОД  И   ПРИРОДА» ...

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Дети на школьном старте. Из опыта работы психологической службы лицея 8 г. Перми.

В статье представлен опыт работы психологической службы по подготовке детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению...

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...

положение и план работы психолого - логопедической службы в школе

Организационная основа деятельности психолого - логопедической работы в образовательном учреждении....