Дети на школьном старте. Из опыта работы психологической службы лицея 8 г. Перми.
статья по теме

Шутова Елена Вячеславовна

В статье представлен опыт работы психологической службы по подготовке детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_na_shkolnom_starte.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети на школьном старте.

Из опыта работы психологической службы лицея 8 г. Перми.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития.

Как будет ребенок учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависти от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому неслучайно в работе психологической службы лицея готовность к школьному обучению является одним из важных направлений в работе.

        Многолетняя практика показывает, что у детей, неготовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособление к школе, у них гораздо чаще проявляются трудности обучения, отмечаются нарушения состояния здоровья и, прежде всего, психоневрологической сферы.

        С психологической точки зрения готовность к школьному обучению включает достижение определенного (соответствующего возрасту) уровня развития познавательных возможностей личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов, черт характера.

        Готовность к школьному обучению – это целостная система взаимосвязанных качеств личности, которая включает в себя особенности мотивации, уровень развития познавательной аналитико-синтетической деятельности, степень сформированность механизмов волевой регуляции действий, а также общее физическое развитие.

        Целесообразность выявления психологической готовности детей, на наш взгляд, определяется необходимостью

- определения стартовых возможностей будущих первоклассников для создания условий их оптимального развития

- получения информации для разработки адекватных мер психопрофилактической работы

- своевременного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми не готовыми к школе.

        В качестве критериев подготовленности ребенка к школе мы принимаем следующие показатели:

 - нормальное физическое развитие и координация движений

 - желание учиться

 - умение управлять своим поведение

 - владение приемами умственной деятельности

 - проявление самостоятельности

 - отношение к товарищам и взрослым

 - умение ориентироваться в пространстве

 - отношение к труду

        Считаем целесообразным выделение четырех основных направлений, по которым ведется подготовка детей к школе:

- развитие интеллектуальной сферы

- воспитание умения произвольно управлять собой, своей деятельностью

- формирование положительной мотивации к школе

- развитие коммуникативных способностей.

        С учетом этого строится вся система работы по готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению, которая включает 2 этапа:

- дошкольный (октябрь-август)

- школьный (сентябрь-декабрь)

        На первом этапе основными формами работы, которые проводит служба, стали:

- занятия в воскресной школе, итогом работы в которой является построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка

- обучающие открытые занятия для родителей, чьи дети посещают «Школу развития»

- индивидуальные и групповые консультации для родителей будущих первоклассников

- обучающие семинары для педагогов, набирающих 1 классы

- стартовая диагностика с целью определения возможностей будущих первоклассников для создания условий оптимального развития и успешной адаптации

        Опыт работы показывает, что на втором этапе эффективными формами работы являются:

- плановая диагностика готовности

- коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной, эмоционально-волевой сферы

- консилиумы по выявлению причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы

- индивидуальные и групповые консультации для всех субъектов образовательного процесса.

        Работая над проблемами школьной готовности на протяжении многих лет, психологическая служба может сделать следующий вывод: данная система позволяет:

1. Своевременно выявлять детей «группы риска» и организовывать с ними коррекционно-развивающую работу

2. Обеспечить учителя информацией об индивидуально-психологических особенностях каждого ребенка с целью дифференцированного подхода в обучении и воспитании

3 .Помочь родителям увидеть своего ребенка, его трудности, проблемы, вовремя оказать ему эмоциональную поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Презентация "Пропедевтическая работа психологической службы по подготовке учащихся 1 ступени к поточному обучению"

В данной презентации рассматриваются задачи, принципы. направления работы психологичской службы по  по сопровождению поточного обучения,  а также пропедевтическая работа на 1 ступени по подг...

Годовой план работы психологической службы на 2015-2016 учебный год

План работыпсихологической  службына 2015-2016 учебный год  Годовой план работы психологической службы составле с учетом ниже изложенных целей и задач по ряду приоритетных направлений.Ц...

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...


 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Полностью с вами согласна, подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.