"Холод на службе природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Заруба Наталья Сергеевна

                     ЭКСКУРСИЯ    «ХОЛОД  И   ПРИРОДА»

                  

 Цели экскурсии : дать знания о практическом значении холода в природе и жизни

                               человека;           

                              формировать стремление оказывать помощь птицам;

                              вырабатывать навыки рационального поведения в окружающем    

                              мире.

 

                                          ХОД          УРОКА

 

-Сегодня мы будем гулять по нашему парку  и говорить о том ,  как холод помогает нам очистить окружающую нас природу.

             Давайте стараться подружиться с природой.

             Что мы будем делать с вами,

             Чтоб природе стать друзьями?

 

             Чтоб природе другом стать,

              Тайны все её узнать,

              Все загадки разгадать,

              Научитесь наблюдать.

                  

              Будем вместе развивать качество-

                                                                внимательность,

              А поможет всё узнать наша

                                                                любознательность.

              

              Ну , а так как все мы люди,

              То сотрудничать мы будем,

              И обязанности сами

              Вы поделите с друзьями.

 

              Только вместе, только дружно

                                                            изучать природу нужно!

              Лишь тогда пора в поход,

                                                            лишь тогда нам повезёт!

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekckyrcij_v_zimnij_lec.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                     ЭКСКУРСИЯ    «ХОЛОД  И   ПРИРОДА»

                   

 Цели экскурсии : дать знания о практическом значении холода в природе и жизни

                               человека;            

                              формировать стремление оказывать помощь птицам;

                              вырабатывать навыки рационального поведения в окружающем    

                              мире.

                                          ХОД          УРОКА

-Сегодня мы будем гулять по нашему парку  и говорить о том ,  как холод помогает нам очистить окружающую нас природу.

             Давайте стараться подружиться с природой.

             Что мы будем делать с вами,

             Чтоб природе стать друзьями?

 

             Чтоб природе другом стать,

              Тайны все её узнать,

              Все загадки разгадать,

              Научитесь наблюдать.

                   

              Будем вместе развивать качество-

                                                                внимательность,

              А поможет всё узнать наша

                                                                любознательность.

               

              Ну , а так как все мы люди,

              То сотрудничать мы будем,

              И обязанности сами

              Вы поделите с друзьями.

              Только вместе, только дружно

                                                            изучать природу нужно!

              Лишь тогда пора в поход,

                                                            лишь тогда нам повезёт!

Ребята, все мы знаем, что хвойные деревья очищают воздух. Но зимой деревья спят. Как же погибают микробы зимой?

Болезнетворные бактерии не могут жить при низких температурах, и чем дальше на север мы будем двигаться, тем чище будет воздух. Но мороз помогает очищать не только воздух , но и воду. Вы знаете, что на побережье Северного Ледовитого океана и на дрейфующих станциях Северного полюса для питья и других нужд полярники зимой растапливают лёд. Но ведь лёд – это застывшая солёная морская вода, а когда лёд растаёт, получается вкусная пресная вода. Куда же девается соль? Дело в том, что при замерзании вода делится на пресные кристаллы и концентрированный рассол.

Из наших кранов не всегда течёт вода. Сейчас я расскажу вам, как зимой в домашних условиях получить очень вкусную , чистую воду. Нужно набрать в кружку воды из- под крана и выставить её на мороз. Через 2-3 часа (в зависимости от мороза) занести кружку в комнату, отогреть и выбить лёд. Получится ледяной стакан. Этот стакан перевернуть и тщательно обмыть сверху горячей водой. Положить лёд в чистую посуду, чтобы он оттаял до состояния воды. Это чистейшая вода, её можно употреблять в пищу.

   Славный снег ! Какая роскошь!

                              Всё, что осень обожгла,

   Обломила, сокрушила , ткань густая  облегла.

   Эти светлые покровы шиты в мерку,

                               в самый раз,

   И чаруют белизною к серой мгле

                               привыкший глаз.

   Не спокойный резкий ветер-

                                он закройщик и портной-

   Срезал всё , что было лишним,

                                свеял и с  земли долой.

                                                          (К.К.Случевский)

Продолжаем нашу экскурсию. Сегодня мы будем говорить с вами о пользе снега для природы.

-Скажите, что такое снег? Да, это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, деревья, крыши домов- чистые, хрупкие , сверкающие.

-А как образуется снег?

Да, снежинки, как и дождь , тоже падают из туч, но только образуются они  не совсем, как дождь. Сейчас разгадана тайна рождения снежинок. Доказано, что снег никогда не родиться из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который летом идёт вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестигранные звёздочки.

Сделайте на снегу рисунок снежинки. А теперь послушайте , как образуются снежинки.                После вы сможете проверить свои рисунки. Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь из водяного пара образуются крохотные льдинки- кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю- они ещё очень малы. Но шестигранный кристаллик всё время растёт и, наконец, становится крупной звёздочкой. Форма снежинки может быть самой разнообразной, неповторимой, но все они симметричны. Если разделить снежинку пополам, все её части окажутся одинаковыми , как будто отражены в зеркале. А теперь проверьте свои рисунки снежинок.

Снежинки собираются хлопьями, прилипают друг к другу и медленно опускаются на землю. Слой за слоем ложится снег. Зимой снег бывает рыхлый, потому что снежинки не плотно ложатся друг на друга. И это очень важно: воздух, который находиться между снежинками, не пропускает зимний холод к растениям на поверхности земли и одновременно задерживается тепло, которое идёт от земли.

-Скажите , почему на протоптанных зимой в снегу дорожках весной не растёт трава?

-Значит, как нужно ходить по парку зимой?

Весной снег становится всё более плотным, но растениям это уже не страшно, так как становится теплее.

       

  Что должны мы сами знать,

   Чтоб за животным наблюдать?

                                    Превратимся в тот же миг

                                    Мы в охотников не злых.

                                    Вот сидим в засаде с вами,

                                    Наблюдаем за зверями.

   Мы определим размер:

   Если птица, например-

   То сравните со знакомой:

   Воробьём, скворцом, вороной.

   А ещё запомним цвет.

   Много пятен или нет?

                                    Форму важно нам отметить,

                                    Если птица , т о заметить

                                    Форму клюва и ноги,

                                    Крыльев. Есть ли хохолки?

                                    У зверей запомни лучше,

                                    Что за хвост и что за уши?

                                    А ещё узнайте вы

                                    Форму тела, головы.

   И почти, что каждый друг издаёт какой-то звук.

   Их учиться нужно вам , различать по голосам.

   Чтобы выходило ловко,

                                     всем нужна нам тренировка.

                                                          (О. Щуковская )  

    -Ребята, сейчас мы поговорим о том ,как трудно зимой птицам и как мы сможем им помочь. В холодные дни птицы ищут корм на протяжении всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры пауков и жуков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. (Показ семян и почек на берёзе и других деревьях.)

Вы знаете, что у нас много воробьёв. Деревья голы, цветов нет, многие птицы улетели, насекомые попрятались, а воробьи около нас, на каждой улице. Они перелетают мелкими стаями с места на место в поисках еды. Едят воробьи крошки , крупу, остатки каши. Но чтобы прокормить большую говорливую стаю, нужно много корма, а значит, нужна помощь людей, необходимо вешать кормушки.

Синичкам прокормиться немного проще, они запасают себе корм на зиму. Бойкая, с важным хохолком на голове синица - гренадера про запас прячет гусениц, коконы, яички бабочек. Многие синицы подбирают с земли опавшие семена елей, сосен и носят их под кору деревьев. Синичкам можно делать маленькие кормушки, потому что они летают не стайками, а по одной. Для изготовления кормушек можно использовать пакеты из-под молока, коробки, а для синиц подвешивать в сеточке кусочек сала ,которое они очень любят.

А сейчас мы с вами узнаем, почему некоторые деревья и кустарники в отдельные годы вымерзают; как ,зная приметы, можно зимой сказать, какое будет лето; как уберечь себя от несчастных случаев.

Многие из вас, кто помогает родителям на дачных участках, знают, что прошлой весной у некоторых вымерзли кусты смородины, малины, яблоньки и другие садовые растения. Это может произойти по двум причинам:

  1. Если поздно ложиться снежный покров при наступлении сильных холодов. Почему это опасно? (Ответы детей.)
  2. Если осенью деревья поздно заснули, т.е ко времени наступления холодов деревья стоят ещё с листьями, но они не вошли в состояние покоя, а среднесуточная температура ниже нуля. Частичная или полная гибель деревьев может произойти и весной, если растения проснутся раньше ухода холодов. Ива ,которую мы видим в парке, самое холодостойкое дерево нашего края

В народе говорят, что какова зима, таковы лето и весна.

…….Под голубыми небесами

         Великолепными коврами,

         Блестя на солнце , снег лежит;

         Прозрачный лес один чернеет,

         И ель сквозь иней зеленеет,

         И речка подо льдом блестит.

На этом наше путешествие окончено. Сегодня мы узнали , какое влияние оказывает холод на природу.  

.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Малые олимпийские игры на "Полюсе холода"

План проведения спортивных соревнований, посвященных Олимпийским играм в Лондоне...

Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема: "Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."...

Экскурсия "Холод на службе у природы".

Материал о практическом значении холода в природе и жизни человека....

Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...

Конспект урока И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло"

Урок литературного чтения во 2 классе....

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...