Экскурсия "Холод на службе у природы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Свиридова Таисия Михайловна


Материал о практическом значении холода в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_holod.docx152.56 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ЭКСКУРСИЯ «ХОЛОД НА СЛУЖБЕ У ПРИРОДЫ»

Цели: дать знания о практическом значении холода в природе и жизни человека;

формировать стремление оказывать помощь птицам;

вырабатывать навыки рационального поведения в окружающем мире.

ХОД ЭКСКУРСИИ.

1.Актуализация знаний. Сообщение темы и цели экскурсии.

Сердит, - закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.
   - Ударил как! - ворчал другой, поглаживая ухо.
   Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:
   - Ишь какой! Кусается, как пес.
   И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.
   В тот день и впрямь сердитым был - вы догадались - кто!

У подъезда плакал мальчик: "Укусил мне кто-то пальчик!"
   А другой малыш орал: "Кто-то уши мне надрал!"
   Третий трогал нос и щеки: "Кто меня так больно щелкал?"
   Стало ясно детворе - невидимка во дворе.

-Правильно, это – холод, мороз. И сегодня мы пройдём по экологической тропинке нашего парка. Но говорить будем о том, как холод помогает нам  очистить окружающую нас природу.

2.Путешествие по станциям экологической тропы

1СТАНЦИЯ «КЕДР».

Мы знаем, что осенью все хвойные деревья хорошо очищают воздух. Но вспомним как?

(Деревья выделяют вещества фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы, бактерии.)

Но зимой деревья спят. Что же заменяет фитонциды?

- Верно, в наших краях фитонциды заменяет мороз. Болезнетворные микробы не могут жить при низких температурах, и чем дальше на север мы будем двигаться, тем чище будет воздух.

Но мороз помогает очищать не только воздух, но и воду. Вы знаете, что на побережье Северного Ледовитого океана и на дрейфующих научных станциях Северного полюса для питья и других нужд полярники зимой растапливают лёд. Но ведь лёд – это застывшая солёная морская вода, а когда лёд растает, получается вкусная пресная вода. Куда же девается соль? Дело в том, что при замерзании вода делится на пресные кристаллы и концентрированный рассол.

Из наших кранов не всегда течёт чистая вода. Предлагаю дома провести практическую работу – исследование.  Сейчас я расскажу вам, как зимой в домашних условиях получить очень чистую воду. Нужно набрать в кружку воды из- под крана и выставить её на мороз. Через 2-3 часа (в зависимости от мороза) занести кружку в комнату, отогреть и выбить лёд. Получится ледяной стакан. Этот стакан перевернуть и тщательно обмыть сверху горячей водой. Положить лёд в чистую посуду, чтобы он оттаял до состояния воды. Это чистейшая вода, её можно употреблять в пищу.

2 СТАНЦИЯ «ПОЛЬЗА СНЕГА ДЛЯ ПРИРОДЫ»

Славный снег! Какая роскошь!

Всё, что осень обожгла,

Обломила, сокрушила, ткань густая облегла.

Эти светлые покровы шиты в мерку, в самый раз.

И чарует белизною к серой мгле привыкший глаз.

Неспокойный, резкий ветер – он закройщик и портной –

Срезал всё, что было лишним, свеял на землю долой.

(К. Случевский)

Вспомните явление ветвепад. Найдите этому подтверждение и скажите, почему я об этом вас  спрашиваю возле тополя? Сегодня мы будем говорить здесь о пользе снега для природы.

- Скажите, что такое снег?

-Да, это много, много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

-А как образуется снег? Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они не совсем, как дождь. Сейчас разгадана тайна рождения снежинок. Доказано, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который летом идёт во время грозы с дождём. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, в красивые шестигранные звёздочки.

Давайте сделаем на снегу рисунок снежинки. Они у вас получились очень разные. Послушайте, как образуются снежинки. После рассказа проверим ваши рисунки.

Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь из водяного пара образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестигранный кристаллик всё время растёт и, наконец, становится крупной звёздочкой. Форма снежинки может быть самой разнообразной, неповторимой, но все они симметричны. Если разделить снежинку пополам, все её части окажутся одинаковыми, как будто отражены в зеркале.

-Давайте проверим ваши рисунки и вспомним загадки про снежинки

Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.

Зимний дождь из звёздочек-малышек
Не стучится в окна, не гремит по крыше
Дождик этот в воздухе искрится
А потом на землю скатертью ложится.


На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.

 Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ...

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.

Снежинки собираются хлопьями, прилипают друг к другу и медленно опускаются на землю. Слой за слоем ложится снег. Зимой снег бывает рыхлым, потому что снежинки неплотно ложатся друг к другу. И это очень важно: воздух, который находится между снежинками, не пропускает зимний холод к растениям на поверхности земли и одновременно задерживает тепло, которое идёт от земли.

Скажите, почему на протоптанных зимой в снегу дорожках весной не растёт трава?

Сделаем вывод. Значит, как надо ходить по парку зимой?

 А с приходом весны снег становится всё более плотным, но растениям это уже не страшно, так как становится теплее.

3 СТАНЦИЯ «ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

-Что должны мы сами знать,

Чтоб за животными наблюдать?

Превратимся в тот же миг мы в охотников не злых.

Вот сидим в засаде с вами, наблюдаем за зверями.

Мы определим размер, если птица, например, -

То сравните со знакомой: воробьём, скворцом, вороной

А ещё запомним цвет, много пятен или нет?

Форму важно нам отметить, если птица, то заметить

Форму клюва и ноги, крыльев. Есть ли хохолки?

У зверей запомни лучше что за хвост и что за уши?

А ещё узнайте вы форму тела, головы.

И почти что каждый друг издаёт какой – то звук.

Их учиться нужно вам узнавать по голосам.

Чтобы выходило ловко, всем нужна вам тренировка.

(О.Щуковская)

На этой станции мы поговорим о том, как трудно зимой птицам и как мы сможем им помочь.

В холодные дни птицы ищут корм на протяжении всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по – разному: кто разыскивает в складках коры пауков и жуков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки  и семена. Давайте найдём их.

Вы знаете, что у нас много воробьёв. Деревья голы, цветов нет, многие птицы улетели, насекомые попрятались, а воробьи около нас, в каждом дворе. Они перелетают маленькими стаями с места на место в поисках еды. Едят воробьи зерно, семена. И чтобы прокормиться большой говорливой стае, надо много корма. И тут на помощь приходят люди, развешивая кормушки.

Синичкам прокормиться намного проще, они запасают корм себе на зиму. Бойкая, с важным хохолком на голове синица – гренадёра про запас прячет гусениц, коконы, яички бабочек. Многие синицы подбирают с земли опавшие семена и носят их под кору деревьев. Синицам можно делать маленькие кормушки, потому что они летают не стайками, а по одной. Для изготовления кормушек можно использовать пакеты из- под молока, коробки, а так же подвешивать кусочки несолёного сала, которое птички очень любят.

4 СТАНЦИЯ «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

На этой станции мы узнаем, почему некоторые деревья и кустарники в отдельные годы вымерзают. Ещё выясним, как зная приметы, можно предсказать лето, как уберечься от несчастных случаев.

 Многие из вас, кто помогает родителям в саду, знают, что прошлой весной вымерзли кусты смородины, малины, молодые яблоньки другие садовые деревья. Почему это произошло? Ведь прошедшая зима не была лютой. Это может произойти по нескольким  причинам:

1)если поздно ложится снежный покров при наступлении сильных холодов;

2)если осенью деревья поздно «заснули», то есть, ко времени наступления холодов деревья стоят ещё с листьями, они не вошли в состояние покоя, а среднесуточная температура ниже нуля;

3)частичная или полная гибель деревьев может произойти и весной, если растения проснутся раньше ухода холодов. В нашем крае самое холодостойкое дерево – ива, верба.

Зная народные приметы, мы можем помочь животным и растениям. Говорят, что русская зима в трёх месяцах живёт. В каких? Люди с древности наблюдали за изменениями, происходящими в природе, и устанавливали связи между отдельными явлениями. В народе говорят, что какова зима, таковы весна и лето. Что бы это значило? А вот ещё: зимнее тепло -  летний холод. Зимой вьюги – летом ненастье. А сейчас предложу примету, которую вы можете сами проверить. Есть одна примета, что первый снег выпадает за 40 дней до настоящего постоянного покрова. В этот год снег выпал – и чуть больше, чем через месяц, вся земля покрылась постоянным зимним ковром.

5 СТАНЦИЯ «ОПАСНОСТИ»

Животные. На территории нашего села   встречается  много собак. Никогда не дразните их. Помните, что собаки и  кошки, как и люди, могут терять терпение и выходить из себя. При этом они царапаются, кусаются. Если вы хотите подружиться с бродячими животными, сначала поговорите с ними на расстоянии. Никогда не подходите к животным сзади и не прикасайтесь, если они вас не видят.

Гололёд. Скользкие дорожки посыпают песком с солью. Лучше, конечно, чтобы вместо соли была древесная зола, ведь она прекрасное удобрение. Весной при таянии снега она уйдёт в почву.

ИТОГИ ЭКСКУРСИИ.

-Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, научитесь наблюдать!

Только вместе, только дружно изучать природу нужно!

Лишь тогда пора в поход, лишь тогда нам повезёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

"Холод на службе природы"

             ЭКСКУРСИЯ    «ХОЛОД  И   ПРИРОДА» ...

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Дети на школьном старте. Из опыта работы психологической службы лицея 8 г. Перми.

В статье представлен опыт работы психологической службы по подготовке детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению...

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Модель Психолого-Медико-Педагогической службы

данный материал об обеспечении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей групп риска с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, состояния сома...

Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...