Речь и альтернативная коммуникация
рабочая программа по логопедии

Паспорт рабочей программы, содержание курса "Речь и альтернативная коммуникация", КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_alternativnaya_kommunikatsiyadoc.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания ПМПк

от ______________ 2019 г. № ___

«Согласовано»

заместитель директора

____________________

( роспись курирующего заместителя директора)

«___» __________2019г.

«Утверждено»

 приказом

директора  Лицея

от  «___»_________2019г.

№________-О

 Адаптированная рабочая программа

 по коррекционно-развивающему курсу

«Речь и альтернативная коммуникация»

 (Вариант  2.)

 (наименование учебного предмета)

Базовый уровень,  начальное общее, 1ласс

(уровень, ступень образования)

66  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

НикулинаТатьяна Васильевна, учитель-логопед

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Югорск, 2019 г.

1.Паспорт  Рабочей  программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Адаптированная рабочая программа  по коррекционно-развивающему курсу «Речь и альтернативная коммуникация»  (Вариант  2.)

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название  учебника, год издания

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
  2. . Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - М.: Просвещение, 1991.

3.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

Реализует требований  ФГОС НОО/

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки  РФ от 31.12.2015г. № 1576);

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (2 вариант).

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

  •   выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
  • овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.  Домашнее обучение рассчитано на 0,25  часа  изучения предмета в неделю, 8,25 часа в год.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Курс «Альтернативная коммуникация» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели).

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении  реализуется рабочая программа

Длительность   занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП. Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут.

Коррекционная работа осуществляется   в форме индивидуальных  занятий.

Общая  характеристика развития обучающегося с ТМНР:

   У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).

   Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается с помощью взрослого. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса,  нуждается в уходе и присмотре

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях иногда садится в специальное кресло, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся картинному материалу.

Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью.  Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к.,  у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.  Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

  Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами). Незнакомые ощущения  или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Узнает по голосу маму, учителя, учителя-логопеда. Реагирует на отрицательные эмоции  на боль, усталость. Наиболее привлекательны для Насти занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки.   Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью мамы.

Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи мамы, педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям.

Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация».Для девочки  характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Заключение: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.

2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
  2.  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  3. Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.
  4. Понимание обращенной речи, учебных инструкций;
  5. Подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
  6. Направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
  7. Умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
  8. Использование по назначению доступных учебных предметов;
  9. Умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

  • выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
  • показывать на себе части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
  • соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
  • выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Минимальный уровень:

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
  • Реагирование на собственное имя.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковыхкомплексов.
  •  Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Достаточный уровень:

  • Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)      
  • Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
  • Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).

3.Содержание   по коррекционно-развивающему курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки  (“Big Mac””, «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с  использованием  пошагового коммуникатора  “Step by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием коммуникатора  “GoTalk» («MinTalker»,     «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи

    Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

    Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.

    Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.

     На начальных этапах  формируется интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

     Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

     Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции.  Учить  выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

     На занятиях по развитию речи важно,  петь песенки, рассказывать стихи и при этом обращать внимание ребёнка на свою артикуляцию. Стимулировать  подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

    Необходимо побуждать  к звукоподражанию и произнесению лепетных слов.     Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Пассивный словарь.

  • Учить выделять человеческую речь из всех окружающих звуков.
  • Стимулировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение (обращение к ребенку, стишки, потешки, песенки, прибаутки)
  • Учить реагировать на мелодические, интонационные звуки голоса в целях развития интереса к речи.
  • Стимулировать появление улыбки при общении, фиксацию взгляда на лице взрослого.
  • Учить прислушиваться к голосу взрослого, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса.
  • Продолжать развивать интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым
  • Формировать речевой слух (для этого ребенку необходимо слышать речь взрослого, обращенную непосредственно к нему самому)
  • Сопровождать словами все игровые действия, обязательно называть предметы и игрушки
  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • Реагирование на собственное имя.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов.
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)Понимание слов, обозначающихпризнак предмета (цвет, величина, форма и др.) Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
  • Активный словарь.
  • Вызывать отдельные звуки (вокализацию) в ответ на разговор со взрослым (отвечает 2-3 раза отдельными звуками).
  • В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: гортанные звуки, певучие гласные (гуление, певучее гуление), отдельные слоги (ба, ма, па).
  • Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.
  • Отрабатывать правильную артикуляцию, произнося звуки, издаваемые ребенком. Побуждать его вновь и вновь повторять их.
  • Удерживать и стимулировать ситуации общения.

Чтение и письмо

  • Глобальное чтение.
  • Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Основные требования к работе  :

1. Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

- Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.

2. Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.

3. Стремление к пониманию ребенком цели и важности занятий.

4. Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

5. Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

6. Увязка речевой деятельности ребенка с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).

7. Использование игр.

Учитывать быструю утомляемость склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы на другую.

Особенностью работы является тщательная дозировка знаний и речевого материала. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми со сложной структурой дефекта.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.

Направления работы:

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру

(Например, «Ку-ку»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.

  1. Развитие мелкой моторики и функции кисти.

Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж  кистей и пальцев рук.

  1. Формирование предметной деятельности.

- учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя совместные действия со взрослым;

- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;

- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).

  1. Формирование сенсорного восприятия.

- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его пределами)  неречевые и речевые звуки.

  1. Понимание  речи.

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела, знакомые действия).

  1. Формирование речевого, диафрагмального дыхания.

Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям.

Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные упражнения.

7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
  2.  Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).
  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
  4. Повторение изученного, подача нового материала.
  5. Двигательная гимнастика.
  6. Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная   зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

4.Тематическое планирование коррекционного курса для «безречевых» детей

 

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

 Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

30

2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

20

3

Чтение и письмо

Глобальное чтение. Узнавание  (различение)  напечатанных  слов,  обозначающих имена людей,    названия    предметов,    действий.    Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание   звука   в   слоге   (слове).   Соотнесение   звука   с   буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения)

16

Календарно -  тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Ко-во часов

Дата

1.

Введение. Диагностика. Имена детей.

1

2.

Установление зрительного контакта с собеседником. Штриховка «Круг». Обводка по трафарету.

1

3.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Штриховка «Квадрат».

1

4.

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по трафарету «Квадрат».

1

5.

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник».

1

6.

Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу.

1

7.

Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по точкам.

1

8.

Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи».

1

9.

Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету  «Фрукты».

1

10.

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Штриховка «Домик»

1

11.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка»

1

12.

 Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок».

1

13.

Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»».

1

14.

 Выражение  своих желаний   с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам.

1

15.

Выражение   своих желаний с  использованием таблицы букв. Соединение треугольника по точкам.

1

16.

Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам. Повторение.

1

17.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону «Кленовый лист».

1

18.

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда»

1

19.

Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

1

20.

Использование графического изображения    для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка»

1

21.

Использование графического изображения   для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч».

1

22.

Использование напечатанного слова   для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка»

1

23.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу.

1

24.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам.

1

25.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу  по показу.

1

26.

Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету «Ёлочка».

1

27.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Рисование елочной игрушки по  шаблону.  

1

28.

Реагирование на собственное имя.

1

29.

Рисование еловой ветки по показу.

1

30.

Повторение.

1

31.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо прямых линий, линий с наклоном.

1

32.

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками.

1

33.

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Одежда».

1

34.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по шаблону «Лиса».

1

35.

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Обводка по шаблону «Медведь».

1

36.

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Обводка по шаблону «Заяц».

1

37.

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание предмета.

1

38.

Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета.

1

39.

Понимание содержания текста. Рисование спирали.

1

40.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов. Рисование предмета по точкам.

1

41.

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам.

1

42.

Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ). Штриховка «Звездочка».

1

43.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Рисование звездочки по точкам.

1

44.

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Рисование бордюров по показу.

1

45.

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Рисование бордюров по показу.

1

46.

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак. Рисование узоров по точкам.

1

47.

 Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. Рисование узоров по точкам.

1

48.

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Рисование узоров по точкам.

1

49.

Называние (употребление) сложных предложений. Рисование кубика по точкам.

1

50.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Обводка по трафарету «Цветок».

1

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Письмо прямых линий.

1

51.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо прямых линий с закруглением.

1

52.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Штриховка буквы О.

1

53.

Составление рассказа о себе. Письмо буквы О по показу.

1

54.

Пересказ текста по плану, представленному графическими.    Письмо элемента буквы А.

1

55.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка по шаблону буквы А.

1

56.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А.

1

57.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Письмо элемента буквы У.

1

58.

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Обводка по шаблону буквы У.

1

59.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы У.

1

60.

Письмо буквы У.

1

61.

Соотнесение звука с буквой. Письмо элемента буквы М.

1

62.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). ). Обводка по шаблону буквы М.

1

63.

Называние буквы. Письмо буквы М.

1

64.

Чтение слога (слова). Обводка по шаблону буквы С.

1

65.

Повторение.

1

66.

Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об...

"Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...