Профилактика дисграфии как специфического нарушения письма
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Сегодня дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди речевых нарушений.

Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения нарушений письма, предупреждения и выявления предпосылок.

В статье рассмотрены факторы, которые могут привести к риску возникновения той или иной формы дисграфии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии как специфического нарушения письма

 Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые впоследствии затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. В связи с этим целью профилактики должна быть коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей к овладению значимыми умениями и навыками по русскому языку и чтению.

Задачами профилактики являются:

1.Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем.

Несовершенство или полное отсутствие слуховой дифференциации ряда звуков может быть не замечено окружающими без специального ее исследования. Неразличение на слух двух или нескольких пар звуков не мешает пониманию основного смысла высказываний. Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Проверку акустически близких звуков можно начинать в 3-4 года. Обязательной проверке подлежат: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); соноры [р], [л].

Если в результате проверки окажется, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то предпосылки акустической дисграфии отсутствуют.

Если же те или иные пары или группы звуков не дифференцируются ребенком на слух, то необходимо приступить к профилактической работе.

2. Устранение звуковых замен в устной речи.

Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–7 годам. Если такие замены сохраняются, то они являются предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит к появлению буквенных замен, о чём говорится в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

 Необходимость овладения ребенком простыми формами фонематического анализа слов до начала его школьного обучения связана с тем, что членение речевого потока на отдельные составляющие его  фрагменты представляют сложность. Затруднительным оказывается уже разделение на слова, так как в процессе восприятия и порождения устных высказываний у ребенка никогда не возникает такой необходимости. Ему трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую.

Согласно исследованиям В.К. Орфинской, детям дошкольного возраста должны быть доступны простые виды фонематического анализа слов:

- узнавание звука на фоне слова;

- определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;

- выделение звука из начала и конца слова.

Если ребенок не владеет простым фонематическим анализом, то в школе у него возможно проявление дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

4. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данное нарушение важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, когда ребенок еще не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки.

Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в развитии у ребенка зрительно-пространственной сферы.

5. Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, развитие словарного запаса.

  Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний.

По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию.

При изучении грамматических правил, основная задача состоит не в запоминании особенностей написания отдельных слов, а в усвоении общих закономерностей правописания, под которые в дальнейшем подводятся все вновь встречающиеся слова.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей с отставанием в речевом развитии необходима целенаправленная и продолжительная работа, направленная на обогащения словарного запаса, развитие функций словоизменения и словообразования, развитие связанной выразительной речи. Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи.

6. Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления, интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения;   формирование   навыков   планирования   деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

В общеобразовательном учреждении профилактическая работа проводится с учениками 1го класса, которые показали низкие результаты в ходе психолого – педагогического обследования. В группу риска попадают дети, имеющие дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, недостаточную сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественную и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматического строя речи. Отклонения при этом могут быть единичны или представлены в комплексе.

                 Сегодня дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения нарушений письма, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)

Число речевых расстройств у детей и подростков  с каждым годом  растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики   речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характ...

Предупреждение и преодоление специфических нарушений письма и чтения

Материал преднозначен для ознакомления родителей с причинами возникновения ошибок на письме и методами их преодоления....

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...