Консультации для родителей: "Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма".
материал на тему

Лучкина Елена Валерьевна

Консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии

как специфического нарушения письма

Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть,  у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

Главные разделы работы по предупреждению и устранению предпосылок:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- устранение звуковых замен в устной речи;

- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

- обогащение словарного запаса.

Несовершенство или полное отсутствие слуховой дифференциации ряда звуков не может быть замечено окружающими без специального ее исследования. Неразличение на слух двух или нескольких пар звуков не мешает пониманию основного смысла высказываний.

Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста . Проверку акустически близких звуков можно начинать в 3-4 года. Обязательной проверке подлежат: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Если в результате проверки окажется, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то предпосылки акустической дисграфии отсутствуют.

Если же те или иные пары или группы звуков не дифференцируются ребенком на слух, то необходимо приступить к профилактической работе с ними. Начинать работу именно с 3- 4 летнего возраста важно для предупреждения не только акустической дисграфии, но также и «задержанного возрастного косноязычия».

Устранение звуковых замен в устной речи

Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–6 годам. Если такие замены сохраняются, то они являются предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен. Профилактическую работу с ребенком чаще всего начинают с воспитания у него слуховой дифференциации заменяемых звуков. Затем правильное произношение заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.

Для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии недостаточно простой «постановки» звука его полной автоматизации в речи. Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука-заменителя, до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребенка. Предлагаются упражнения на фонематический анализ слов. В процессе этих упражнений ребенок должен определять наличие или отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале, в середине, в конце). По исследованиям Н.В. Микляевой, если ребенок научится безошибочно «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме .

Воспитание простейших видов фонематического анализа слов

Необходимость овладения ребенком простейшими формами фонематического анализа слов до начала его школьного обучения связана с тем, что членение речевого потока на отдельные составляющие его и фрагменты представляют сложность. Затруднительным оказывается уже разделение на слова, так как в процессе восприятия и порождения устных высказываний у ребенка никогда не возникает такой необходимости. Ему трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую сторону. Особенно трудные для звукового анализа слова:

- слова с безударными гласными;

- слова с закрытыми слогами;

- слова со стечением согласных - слова, в которых один и тот же согласный выступает то в твердом, то в мягком варианте;

- слова с глухими и звонкими согласными, отличающиеся друг от друга по одному существенному признаку.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий. Это самый распространенный вид дисграфии.

Согласно исследованиям В.К. Орфинской , детям дошкольного возраста должны быть доступны виды фонематического анализа слов:

- узнавание звука на фоне слова;

- определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;

- выделение звука из начала и конца слова.

Необходимо подчеркнуть, что полным фонематическим анализом слов ребенок постепенно овладевает лишь в процессе обучения его грамоте. По данным 25% детей подготовительной группы массовых детских садов не владеют простыми видами фонематического анализа слов. Хуже дела обстоят у детей, не посещающих детский сад.

Профилактическая работа с детьми способна предупредить проявление у них дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки.

Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв.

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений можно проверить при обследовании, используя задания:

- понимание пространственных предлогов;

- самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;

- ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

- представление о форме и величине предметов;

- узнавание предметов в усложненных условиях;

- состояние зрительного анализа и синтеза;

- знание букв и узнавание их в усложненных условиях.

Эти же задания можно использовать и для профилактики, только число их нужно увеличить. В итоге проделанной работы ребенок старшего дошкольного возраста должен будет без труда справляться – сможет различать все буквы без труда .

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

 Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева  заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.

По исследованиям если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию

При изучении грамматических правил основной задачей является не  запоминание особенностей отдельных слов, а  усвоение особенностей написания отдельных слов в условиях общих закономерностей правописания, под которые в дальнейшем подводятся все вновь встречающиеся слова.

Единственный патогенетически обоснованный путь профилактики аграмматической дисграфии в том, чтобы помочь ребенку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка, то есть до начала изучения грамматических правил.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей необходима целенаправленная и продолжительная работа с использованием большого количества подобранного однородного типа материала.

Функция словоизменения         

Важно проверить:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование существительных с числительными;

- согласование прилагательных с существительными;

- правильность употребления предлогов.

Задача профилактики аграмматической дисграфии состоит в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях.

Функция словообразования

Дети с нормальным речевым развитием овладевают всеми способами словообразования к 7-8 годам. В дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако у детей даже с небольшим отставанием в речевом развитии начинают проявляться трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме.

У ребенка старшего дошкольного возраста проверяют состояние основных способов словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных.

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме.

Обогащение словарного запаса

В профилактике аграмматической дисграфии невозможно без обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста, именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно ранее познакомить ребенка в доступной для него форме. Имеющиеся в языке слова систематизированы по частям речи:

- предметы (имена существительные);

- признаки (имена прилагательные);

- действия и состояния предметов (глаголы);

- признаки этих действий и состояний (наречия).

Таким образом, работа над словарным запасом, связанная с проблемой профилактики аграмматической дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте.

Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамотности.

Профилактика оптической дисграфии

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.

Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.

Известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому хочу обратить внимание на ранее выявление и раннюю коррекционную помощь, которую необходимо проводить еще до начала школьного обучения. Ведь самый благоприятный период для развития и коррекции - это именно дошкольный возраст, когда по мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств, а поскольку нарушение письма – это вторичное проявление речевых нарушений, то следует искать первопричину.

В последнее время родители стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать, считать, писать, а так же иностранному языку, считая это высоким показателем его развития. Хотя нормально развивающийся ребенок физиологически созревает и готов к обучению письму в возрасте 6-7 лет. Поэтому, уважаемые взрослые, не тратьте дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться грамотно и красиво писать. Лучше понаблюдайте за ребенком: умеет ли он сам одеваться, самостоятельно принимать пищу и как аккуратно у него это получается, умеет ли он завязывать шнурки, ловко прыгать, бегать, любит ли рисовать и многое другое. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Рисование не только формирует у ребенка представление о прекрасном, но и развивает интеллект, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Так как письмо можно рассматривать и как двигательный акт, то большое внимание логопедами уделяется подготовки руки к письму. У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Еще несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложнокоординированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации позволяет реализовать потенциальные возможности ребенка, создает предпосылки для овладения графическими навыками.

Для выработки ловкости, гибкости, подвижности кистей рук рекомендуются следующие виды работ: массаж, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковые игры, штриховка, обводка контуров, работа с ножницами, пластилином, тестом, глиной, мозаикой, конструктором и т.д. Так же простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это книжки-раскраски. При раскрашивании ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Рекомендуется пользоваться карандашами, а не фломастерами. Очень полезно обводить орнаменты, узоры, так как в них присутствует множество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв. Кроме того, можно рекомендовать нанизывание бусин на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование, игры с крупами.

Для развития координации в пространстве с детьми полезно играть в жмурки, используя различные звучащие игрушки (колокольчики, погремушки, бубен). Также хорошо зарекомендовали себя игры с мячом и воздушными шариками.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для разных видов деятельности. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени. Рекомендуются следующие упражнения:

  • поочередный показ левой, правой руки;
  • брать предмет то правой, то левой рукой;
  • после того как ребенок запомнит речевые обозначения правой и левой руки, можно приступать к уточнению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Далее можно задания усложнять:

 

  • показать левой рукой правое ухо;
  • показать правой рукой левую ногу и т.д.

Игры и упражнения по формированию ориентировки в окружающем пространстве:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи какой предмет находится справа от тебя» или «Покажи книгу слева от себя».

Далее задания усложняются; предлагается:

  • положить карандаш справа от тетради;
  • положить ручку слева от книги;
  • сказать где находится ручка по отношению к книге – справа или слева и т. д.;
  • взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги.

Помимо понятий «право» и «лево» необходимо изучить с ребенком значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, впереди, сзади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)

Число речевых расстройств у детей и подростков  с каждым годом  растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики   речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характ...

Предупреждение и преодоление специфических нарушений письма и чтения

Материал преднозначен для ознакомления родителей с причинами возникновения ошибок на письме и методами их преодоления....

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...

Профилактика дисграфии как специфического нарушения письма

Сегодня дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди речевых нарушений.Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения нарушени...