Программа самообразования учителя - логопеда
методическая разработка

Представлена программа самообразования  учителя - логопеда на 2017-2022 по теме:

«Профилактика и коррекция артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования учителя - логопеда

на 2017-22 учебные года

  1. Ф.И.О. педагога: Дудоладова Галина Арсентьевна
  2. Образование: высшее
  3. Должность: учитель-логопед
  4. Тема самообразования: «Профилактика и коррекция артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников».
  5. Цель: осуществлять своевременную отработку технологии речи и коррекции нарушений письменной речи.
  6. Задачи:

- проведение логопедического обследования у обучающихся начальных классов;

- изучение и внедрение в коррекционно-развивающую работу различных методик по коррекции звукопроизношения;

-развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, звукового анализа и синтеза);

- коррекция нарушений письменной речи;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса посредством обучения словообразованию и словоизменению;

5. Основные этапы работы:

1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., Инструктивно - методическое письмо «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)». Москва, 1996 г.

2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - методическое пособие. - Ростов н./Д, 2008 г.

3.Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.Конспекты логопедических занятий, Москва, 2015

4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие. - Ростов н./Д, 2006 г.

5. УМК (авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.), УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой. – М.. «Просвещение», 2014г.

2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:

В современном мире для успешного обучения в школе, в условиях модернизации начального образования и его перехода на новые федеральные государственные стандарты, главным направлением является формирование полноценной личности младшего школьника, где ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но к сожалению, в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, одна из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные дефекты, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

3 этап. Оптимальность и эффективность средств:

        Развитие мелкой моторики рук, формирования правильного произношения,   коррекция устной и письменной речи в целом, осуществляется на специально организованных логопедических занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности необходимо:

 - сформулировать тему и цель занятия;

 - определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; постепенно усложнять лексический материал; разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону  ближайшего развития ребенка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

 -кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

 - использовать различный методический и дидактический материал;

- создавать положительный эмоциональный фон занятия.

        Для развития мелкой моторики  использовать разные приемы и методы:

- массаж кистей, в том числе пальцев;

- пальчиковая гимнастика, вместе с чтением  народных стихов, скороговорок;

- дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор;

- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);

- театр рукавички;

- графические диктанты, рисование, вырезание, работа с бумагой,  нанизывание бусинок, пуговиц.

4 этап. Результативность.

        В результате систематической работы добиваться положительных продвижений в устной и письменной речи у обучающихся младших классов. Выработать  хороший нажим на письме, меньше специфических ошибок в диктантах, обогатить словарный запас. Результативность подтвердить положительной динамикой в развитии устной и письменной речи.

5 этап. Пропаганда логопедических знаний:

Консультации с учителями и родителями, выступления на методическом объединении учителей-логопедов и учителей начальных классов.

Содержание работы

Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний по специальной литературе.

2017-2022

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями».

Проводить консультации по коррекции звукопроизношения у школьников.

2017-2022

Изучить новые методы и приемы по развитию лексико - грамматического строя речи и обогащению словарного запаса

Приобрести дидактический материал по теме «Коррекция оптической дисграфии», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом» и т.п.

2017-2022

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам в процессе коррекции письменной речи.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Ежегодно

сентябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Изучить массаж кистей, пальчиковые гимнастики

В течение учебного

года

Посещение методического объединения учителей начальных классов.

Выступления с докладом:

«Профилактика дисграфии», «Использование ИКТ в логопедической работе»,

«Шкатулка эмоций», «Веселый и непослушный язычок» и т.д.

Ежегодно (октябрь/ноябрь – март/апрель)

Посещение методического объединения воспитателей ДОУ.

Обмен опытом:

«Артикуляционная гимнастика» «Закрепление поставленных звуков», «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», «Достоинства развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений»

Ежегодно (декабрь –апрель)

Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов.

Обмен опытом, презентации на тему семинаров

Ежегодно

Распространение логопедических знаний.

Оформление логопедического уголка (стендов) на тему:            « Советы  логопеда о преодолении  дефектов в устной и письменной речи», «Я могу красиво говорить» и т.п.

Организация и проведение  с учащимися начальных классов логопедических игр, КВН, викторин и т.п.

Публикации  в среде Интернет. Консультации для родителей, учителей и воспитателей.

Ежегодно

В течение года

Отчёт по самообразованию

Составить отчёт о проделанной работе

Ежегодно

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования учителя – логопеда

1. Подбор и изучение литературы по теме.2. Подготовка методического материала.3.Педагогическая диагностика.4. Подготовка дидактического материала.5.Адаптация методического материала с учетом индивидуа...

План самообразования учителя-логопеда на 2017-2022

Самообразование - это неотъемлемая часть педагогической деятельности,потому что учитель является не только носителем занаий, но и личным примером. План самообразования организует, дисциплинирует и мот...

Индивидуальный план по самообразованию учителя-логопеда КОУ СШ-д/с Пьяновой Галины Викторовны

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения в коррекционной школе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями...

План профессионального самообразования учителя – логопеда

Главная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе важнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирован...

Самообразование учителя – логопеда Щеблевской Е.Е.

Проблема, над которой работает педагог....

Программы самообразования учителя логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК"

Программы самообразования учителя логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК"...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...