Статья по теме: "Овладение навыком орфографически правильного письма"
статья по логопедии

Абакумова Ирина Алексеевна

Орфографический навык письма представляет особую разновидность речевого навыка, включенного в качестве компонента в письменную деятельность. Являясь сложным речевым навыком, он базируется на более простых навыках и умениях, таких как навык письма (умение анализировать слово с фонетической стороны, автоматизированное начертание букв), умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять орфограмму, требующую проверки, умение соотнести орфограмму с соответствующим правилом. Формирование орфографического навыка письма опирается на высокий уровень развития устной речи, так как усвоение орфографии не может быть успешным без прочных речевых умений: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний и предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovladenie_navykom_orfograficheski_pravilnogo_pisma.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре, что делает тему исследования актуальной.

К резкому увеличению количества детей с нарушениями письма приводят нарушения устной речи, незрелость неречевых предпосылок, обусловливающих процесс письма, сложившаяся практика обучения грамоте в начальных классах: неоправданная обязательность владения навыком чтения на начало обучения; сокращение букварного периода; требование безотрывного письма; ранний отказ от письма в «узкую, косую» линейку и др. Учащиеся страдающие дизорфографией нуждаются в специальной помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в учебе, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Такое положение может отрицательно сказываться на поведенческой, личностной сфере и приводить впоследствии к нарушению школьной адаптации ребенка.

В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, рассматривают сформированность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Р.И. Лалаева, Г.М. Сумченко, В.В. Комарова, Л.Г.  Милостивенко, И.В. Прищепова, О.И. Азова, О.В. Елецкая, Е.А. Логинова, и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием речевых и неречевых функций. 

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Орфографически-правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого, орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности. Многие психологи подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы, предложенные М.Р. Львовым: 

  • навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
  • навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний) (Львов М.Р.,  2005).

Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.

Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Орфографический навык специфичен. Его своеобразие обусловлено, прежде всего, тем, что этот навык речевой. Он включается в качестве компонента в речевую деятельность (имеется в виду письменная речь), наряду с такими ее компонентами, как синтаксически правильное построение предложения, стилистически точное употребление слова, и некоторыми другими.

Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма (автоматизированное начертание букв), умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звукобуквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения (Репкин В.В., 1960).

Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие. Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.

Ребенка важно научить:

  • ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
  • устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;
  • осуществлять орфографический самоконтроль.

Ошибки при выполнении орфографического действия могут возникать на любой его ступени.

Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, может формироваться стихийно и целенаправленно. Решение тесно связано с языковым анализом и синтезом. Трудность орфографической задачи в том, что младший школьник должен сам поставить перед собой задачу. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу. Время на решение каждой задачи ограничено.

Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы (ставить орфографические задачи) – это первоначальный период в обучении правописанию, имеющий свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений.

Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. В исследованиях Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова и других психологов раскрыт процесс автоматизации сознательных действий при выработке орфографического навыка (Жуйков С.Ф., 1957).

Автоматизация сознательных действий, как отмечает Д.Н. Богоявлен-ский, включает:

  • «во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий,
  • во-вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений,
  • в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса,
  • в-четвертых, усовершенствование приемов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач
  • и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т. е. без всяких рассуждений».  Однако и на данном уровне письма в орфографическом навыке останутся до конца не автоматизированные элементы, которые связаны с пониманием строя языка (Богоявленского Д.Н., 1966, с. 134).

В исследованиях психологов Д.Н. Богоявленского, Г.Г. Граник, Е.В. Гурьянова, С.Ф. Жуйкова и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как образование временных связей (ассоциаций).  При формировании навыков правописания морфем слова эта цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения — осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова — зрительное представление — реакция письма. Как следует из самого механизма образования навыка правописания морфем (корня, префиксов, окончания), большое значение приобретает усвоение учащимися взаимосвязи фонетических, грамматических, словообразовательных и орфографических знаний, поскольку данный навык представляет сложную систему ассоциаций.

В методической литературе  орфографический навык также квалифи-цируется как автоматизированное действие, которое формируется у учащихся на основе умений, связанных с усвоением комплекса знаний и их применением на письме. При этом учащиеся овладевают частными операциями. В процессе формирования навыка частные операции превращаются в автоматизированное действие (Рождественский Н.С., 1960).

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия (Зиндер Л.Р., 1987).

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова (что было бы просто невозможным) и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными обществом нормами. Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных, прежде всего, на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил (Богоявленского Д.Н., 1966).

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила. Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Такое расположение материала обеспечивает взаимосвязанное изучение, грамматики и орфографии (Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., 1979).

Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма. Осознание правила, как показывают наблюдения, зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Конкретное, на основе которого создано правило, содержится в словах. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила (Шевель Е.А., 2008).

Только в ходе применения правила, т. е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержания, так как обобщение, отраженное в правиле, переносится на все более широкий конкретный материал.

Орфография тесно связана со всеми разделами науки о языке и изучается паралельно с изучением фонетики и грамматики, поэтому учитель должен добиваться знания учащимися сведений о родном языке, чтобы строить на этой почве систему обучения правописанию.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

На современном этапе овладения орфографическим минимум не все учащиеся переходя из начальной школы  в среднее звено овладевают нужными орфографическими умениями, со временем выявляется дизорфография. Переход из начальной школы на среднюю (основную) ступень образования считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму ....

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Статья: «Формирование каллиграфических навыков на уроках письма»

       Каллиграфия  –  это  искусство  писать  чётким,   красивым   почерком. Заглядывая в тетради  учеников,  м...