«Артикуляционная гимнастика».
статья по логопедии

Завадскис (Дроздовская) Юлия Викторовна

 

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Артикуляционная гимнастика».

Учитель-логопед Дроздовская Ю.В.

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики:

Орган артикуляции

Задачи гимнастики

Губы

  • укреплять мышцы губ,
  • развивать подвижность губ,
  • учить удерживать губы в заданной позиции (растягивать губы в улыбке, округлять их и т.д.)

Язык

  • укреплять мышцы языка,
  • развивать его подвижность,
  • способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки),
  • укреплять кончик языка,
  • учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.

Щёки

  • укреплять мускулатуру щёк,
  • развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть

  • развивать способность удерживать нижнюю челюсть в определенных положениях, необходимых для произношения соответствующих звуков

Воспитатель в своей работе проводит групповую артикуляционную гимнастику в игровой форме, но также работает по заданию логопеда и проводит индивидуальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения бывают: статические и динамические.

Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать конкретную артикуляционную позу. Это такие упражнения как: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», Трубочка» и т.д.

При выполнении статических упражнений дается использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10).

Целью динамических упражнений является выработка переключаться с одной позы на другую. Это такие упражнения как: «Маятник»», «качели», «Чистим зубки», Резиночка» и т.д.

Что нужно знать и учитывать при проведении таких упражнений?

Особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений:

  • важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений),
  • за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости),
  • за объемом движений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время.

Сначала упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. 

Я использую в своей работе несколько комплексов упражнений:

  • Упражнения общей артикуляционной гимнастики. Эти упражнения формируют общие движения, необходимые для постановки любых звуков.

ОБЩАЯ АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА 

Комплекс 1

Упражнения для губ щек, нижней челюсти.

Упражнения проводятся перед зеркалом четко, спокойно, не торопясь. Каждое упражнение повторять 2-3 раза с отдыхом.

  • Открыть рот, подержать его  открытом под счет до 5 , закрыть.
  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под счет до5.
  • «Хоботок»  - вытянуть губы вперед, как при звуке «У»
  • «Резиночка» - зубки сжаты, губы выполняют движение: «Хоботок» - «Улыбка».
  • Надуть щеки                
  • Втянуть щеки.

ОБЩАЯ АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА

Комплекс 2

для губ щек, нижней челюсти.

  • Высунуть кончик языка, покусать его зубками, произнося: ТА-ТА-ТА, показать широкий язык, удерживать под счет до 5.
  • Покусать язычок губами: ПА-ПА-ПА, показать широкий язык, удерживать под счет до 5.
  • «Лопаточка» - открыть рот, положить спокойный язык на нижнюю губу.
  • Рот широко открыт, тянуться язычком к носу.
  • Рот открыт, тянуться язычком к подбородку.

  • Комплексы упражнений для постановки определенных групп звуков: шипящих, свистящих, соноров.  Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Упражнения для постановки звука «С»

  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под счет до 5.
  • «Резиночка» - зубки сжаты, губы выполняют движение:         хоботок – улыбка.
  • «Почистить» кончиком языка нижние зубки.
  • «Лопаточка» - рот широко раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • «Киска сердится» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.
  • Язык за нижними зубками. Дуть не сильно в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист).

Упражнения для постановки звука «Л»

  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под счет до 5.
  • «Резиночка» - зубки сжаты, губы выполняют движение:         хоботок – улыбка.
  • «Иголочка» - рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • «Змейка» - рот широко открыт, узкий язык выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  • «Часики» - рот открыт, попеременно тянуться к уголкам рта.
  • «Пароход гудит» - закусить кончик языка и тянуть «песенку» пароходика  Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

Упражнения для постановки звука «Ш»

  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под счет до 5.
  • «Резиночка» - зубки сжаты, губы выполняют движение:         хоботок – улыбка.
  • «Почистить» кончиком языка верхние зубки.
  • Положить язык на верхнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживать под счет до 5.
  • Прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать под счет до 5.
  • «Слизать мед» - движения «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.
  • «Качели» - рот открыт, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  • «Чашечка» - высунуть язычок и загнуть края языка вверх.

Упражнения для постановки звука «Р»

  • Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под    счет до 5.
  • «Резиночка» - зубки сжаты, губы выполняют движение:         хоботок – улыбка.
  • «Качели» - рот открыт, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  • «Почистить» кончиком языка верхние зубки, бугорки за верхними зубками.
  • «Орешки» - рот открыт, языком упираться то в одну, то в другую щеку.
  • «Маляр» - рот открыт, кончиком зыка гладить небо.
  • «Лошадка» - рот открыт, цокать кончиком языка.
  • «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык к небу, удерживать в таком положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...