«Как помочь ребенку логопату с нарушением слоговой структуры слова»
консультация по логопедии
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление
лишних звуков и слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_v_rechi_doshkolnika_imeyutsya_perestanovki.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как помочь ребенку логопату с нарушением слоговой структуры слова»
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление
лишних звуков и слогов (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист,
водояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист,
вапасилёк-василёк),значит структура слова воспроизводится неверно. До трёх лет такое явление нормально, в возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда и самостоятельно такие нарушения не проходят.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
- Нарушение количества слогов («моток» - молоток, «пинино» -
пианино).
- Нарушение последовательности слогов в слове («деворе» - дерево).
- Искажение структуры отдельного слога («тул» - стул).
- Уподобление слогов («какакосы» — абрикосы) и др.
Нарушения слоговой структуры слова носят ярко выраженный, стойкий характер и удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним — малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С чего начать?
К предпосылкам формирования слоговой структуры относятся пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности:
Поэтому при формировании правильной слоговой структуры слова очень развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости, чувство ритма.
Примеры некоторых игр и упражнений, с которых следует начинать.
«Где звенит?»
Взрослый предлагает ребёнку отгадать, где звенит колокольчик. Ребёнок, сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребёнком, над ним, под стулом, справа, слева. Ребёнок отгадывает.
«Весёлые ритмы»
Взрослый отхлопывает(отстукивает, притопывает) ритм и предлагает ребёнку повторить за ним, стараясь не ошибиться.
«Покажи»
Взрослый предлагает ребёнку показать правую- левую руку(ногу, ухо, мизинец). Затем можно предложить ребёнку показать правой рукой левое ухо(левой рукой правый глаз) и т.п.
«Робот»
Ребёнок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идёт вперёд… стоп. Направо…стоп. и т.д.
Такое же упражнение можно выполнить на листе в клеточку. (ребёнок по инструкции взрослого ведёт карандашом по клеточкам).
«Что сначала? Что потом?»
Взрослый даёт ребёнку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покорми зайца, потом покачай мишку, в конце обуй куклу и т.п
Играем со слогами.
«Назови слог»
Взрослый предлагает ребёнку назвать второй (первый, третий) слог в слове.
Например: второй слог в слове КАПУСТА (ПУС).Можно разнообразить игру и предложить на выделенный слог придумать новое слово. Например ПУС- ПУСТЫНЯ,ПУСТОТА.
«Составь слово»
Ребёнку предлагается составить слово из данных слогов.
Например: НЯ-ДЫ (ДЫНЯ), ДИЛ-КО-КРО(КРОКОДИЛ). Можно предложить ребёнку составить слово из первых слогов других слов. Например: СУРОК,ШАРЫ= СУША.
«Добавь слог»
Взрослый предлагает ребёнку добавить в слова слоги. Например: КА или Га (КНИ,,,, МУ,,,, ДОС…,ВЬЮ,,,) Игра проводится с мячом, взрослый бросает ребёнку мяч и произносит первую часть слова, ребёнок добавляет слог и произнося всё слово целиком, возвращает его обратно.
«Весёлый паровозик»
Взрослый предлагает ребёнку разместить «пассажиров» в вагоны следующим образом: В первом вагоне те, в названии которых один слог;
Во втором- два слога;
В третьем- три слога.
В роли «пассажиров» могут быть: собака, попугай, коза, корова, волк, лось и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике. В ли...
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....
Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"
Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
Признаки нарушения слоговой структуры слов у младших школьников
В статье дан краткий перечень нарушений слоговой структуры слов. Родители и педагоги могут вовремя опознать эти нарушения у учеников и обратиться к специалисту-логопеду....
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...