ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА
статья по логопедии

Волосникова Екатерина Александровна

Ученик с речевыми проблемами имеет право получить всю необходимую ему помощь в достаточном объёме, чтобы социализироваться и быть успешным. Учитель-логопед - это один из ключевых специалистов, который может оказать необходимую помощь. От компетенции учителя-логопеда во многом зависит качество результата учения ученика. В статье приведены теоретические обоснования данному положению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА.

Волосникова Е.А., учитель-логопед
Мыскаменская школа-интернат

Деятельность учителя-логопеда в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи.

Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволяет добиться прочного усвоения материала и автоматизации навыков.

Работа с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, организуется в три этапа. Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы — звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и ребенка на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения, предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии.

Таким образом, в системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи.

Работа учителя-логопеда предполагает, что ежедневно, ежеминутно необходимо выполнять ряд профессиональных задач, ставить перед собой новые цели, развиваться творчески и все это для того, чтобы оказать квалифицированную, грамотную помощь своим воспитанникам – детям с нарушениями речевого развития.

Коррекционный процесс строится с учетом речевых, индивидуальных, возрастных, интеллектуальных, возможностей ребенка. Структура и форма занятий, методы и приемы коррекционной работы всегда ориентированы на возможности и особенности ребенка. Вся коррекционно-развивающая работа направлена на исправление нарушений речи, на развитие коммуникативных способностей и успешную социализацию дошкольников о обществе. 

Я применяю систему логопедической работы с учащимися начальных классов,  разработанной на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-¬методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель каждого логопедического занятия - преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи каждого логопедического занятия в 1-4 классах:

-        обучение различным формам словоизменения и способам словообразования

-        обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся

-        обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу

-        коррекция фонетической стороны речи

-        развитие неречевых психических процессов:

  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
  • расширение объема зрительной и слуховой памяти

-        развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
  • способность к запоминанию, способность к переключению внимания
  • воспитание навыков и приемов самоконтроля
  • формирование познавательной деятельности

-        развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Также задачи каждого логопедического занятия предусматривают формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

Материал занятий подбирается с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексической темы, направленной на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса ребенка, развитие связной речи, а также введение интерактивных технологий с целью развития познавательной сферы обучающегося.

Этапы занятий предполагают введение в занятие упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание зрительного и слухового внимания, памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятии разработок в области информационно-компьютерных технологий, нейропсихологии и кинезиологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, память, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Педагогическая деятельность учителя-логопеда в школе  строится  также на основных принципах: содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, тесное сотрудничество с семьями воспитанников, приобщение детей к социокультурным нормам и традициям, развитие познавательных способностей детей, учет этнокультурной ситуации развития детей.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и технологий, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также  тесной взаимосвязи в работе логопеда, дефектолога, психолога, родителей и лиц их заменяющих,  достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...

Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)

Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....

Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС

Статья "Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС"...

Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования

Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования...