Использование наглядного моделирования в работе с учащимися с ОВЗ.
статья по логопедии

Кизякова Гюзяль Ксяиновна

В данной статье рассказывается об использовании наглядного моделирования, позволяющего разнообразить приемы работы с учащимися с ОВЗ и достигнуть положительных результатов в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_stati.novaya_versiya_doc.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья                                                                                                                                             Использование наглядного моделирования в работе с учащимися с ОВЗ.

Подготовила: учитель-логопед Кизякова Г.К.

       Речевые расстройства у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития.

Для  их преодоления необходимо руководствоваться принципами коррекционной работы. Проводя коррекционную работу, учитель-логопед  на своих занятиях  в начальных                                                                                                                                                                                   классах  у  учащихся с ОВЗ, используют различные  технологии и методы, выбор которых   зависит  от характера речевого нарушения, индивидуально-психологических особенностей ребенка, содержания, целей и задач коррекционного воздействия, этапа работы, и др.  

     Широкое применение имеет наглядное моделирование. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа, для его обоснования он много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
     
При развитии навыков наглядного моделирования решаются определённые задачи:                                                                      ‒ знакомство с графическим способом представления информации;                                                        ‒ развитие умения дешифровки модели;                                                                                                        ‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.  

 Формирование происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия школьников.                                                                                                                      В  учебном процессе моделирование выступает, как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений. На уроках  учащиеся знакомятся с элементами языка, со структурой звучащего слова. Схемы и модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Зрительные образы наглядно показывают детям, что предложение состоит  из слов, слова – из слогов, а слоги состоят из звуков, что в свою очередь помогает  дать  им характеристику, понять  связь слов в предложении и тексте. Это порождает возникновению интереса к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. Учащиеся овладевают операциями анализа и синтеза. Необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.                                                                    

В психолого-педагогической литературе моделированию и схематизации придается огромное значение (Р. Арнхейм, А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов и др.), отмечается, что при ее применении включаются мощные неформальные ресурсы человека.

Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Опорные сигналы (модели) широко используются педагогами-новаторами и   в логопедической практике.                                                                                                                            Так, Е.А.Ефименкова использовала схемы составления предложений, которые являлись смысловым алгоритмом последовательности слов;                                                                                 В.К.Воробьева и Т.А.Ткаченко применяли сенсорно-графическую схему при обучении составлению рассказов-описаний;                                                                                                 Т.В.Большева ввела сюжетный метод запоминания по мнемотаблице, коллажу;                В.П.Глухов применял методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы (блоков-квадратов).                                                                                                                                                     В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком. Эффективность использования данной технологии  возможна при соблюдении  следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
  •  быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • облегчать  процесс овладения навыками, умениями и знаниями.       

     В процессе  моделирования можно выделить составляющие:                                                                                           ‒ усвоение и анализ сенсорного материала;
‒ перевод его на знаково-символический язык;                                                                                                  ‒ работа с моделью.

      Активное применение наглядных пособий с учащимися с ОВЗ облегчает усвоение материалов,  формирует сенсорные предпосылки для развития речевых умений и навыков. Образы, возникающие  в процессе логопедической работы, помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

При   подборе наглядных  средств  педагог учитывает:

  • возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
  •  задачи коррекционной работы на данном этапе коррекции;
  • речь должна быть точной и конкретной;

     Применяя на занятиях опорные схемы, мы включаем в работу зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).                                                                                                  Моделирование активно используется  учителем-логопедом  в коррекционной работе по формированию:                                                                                

  • фонематического восприятия;
  • представлений о структурных единицах языковой системы;                    
  • лексико-грамматических категорий;                                                          
  •  связной речи.

Для младших школьников с ОВЗ средства наглядности должны быть достаточно яркими, образными, доступными. Но при этом необходима определенная сдержанность в её использовании: чрезмерное количество ярких конкретных деталей в наглядных пособиях и иллюстрациях может отвлекать внимание детей от существенно важных свойств познаваемых объектов и понятий.

       Средства наглядности должны быть направлены на формирование учебно-познавательных интересов у младших школьников; они должны постепенно показывать  важность и привлекательность этого мира.  Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активизации деятельности учащихся по познанию объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих объектов.                                                                                                          Использования наглядного моделирования на занятиях  позволяет:                                                   1.Поддерживать  интерес к занятию.                                                                                                              2. Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.                                                 3. Учит  видеть  главное, систематизировать полученные знания.                                                                                                                 4. Развивает мыслительные операции.                                                                                              5.Создаёт основы для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей школьника в овладении письменной речью.                                                                                                                      6. Развивает речь учащихся: обогащает их активный словарь, закреплять навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.                                                          7.Знакомит с графическим способом предоставления информации - моделью.                                         Педагог может использовать различные новые средства наглядно- демонстрационного  метода обучения: на экране компьютера реальные объекты нетрудно заменить их моделями.                      Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
    В своей  работе на коррекционных занятиях с учащимися с ОВЗ широко применяется метод наглядного моделирования. Артикуляционные комплексы сопровождаются зрительными образами звуков, позволяющими  быстрее и легче запомнить их, вносит  в занятие игровой момент и побуждает интерес к выполнению задания. На логопедических  занятиях при формировании лексико-грамматических  категорий использую схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.   В учебном процессе применяю пиктограммы  на  подготовительном этапе овладения  письмом и чтением у учащихся с ОВЗ. Это  помогает  излагать мысли в устной форме при  составлении предложений, рассказов, при заучивании стихотворений.  В процессе формирования связной речи прибегаю к использованию мнемотаблиц. На первоначальном этапе   знакомства с  образом буквы используется  моделирование.                                                                                                                                                                   Широкое применение графической схемы слова на уроках  позволяет решить следующие задачи:                                                                                                      -знакомит учащихся с понятием «слово» и его протяженностью;                                                               -учит  интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком;                                   - учит определять позицию звуков в слове и соотносить со схемой;                                                                -учит изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;                                      -различать твердые/мягкие звуки;                                                                                                                   - вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;                                           -формирует  навыки анализа и синтеза слов и предложений;                                                                      -учит подбирать слова к заданной звуковой модели;                                                                                      -учит  графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.                                У многих  учащихся с ОВЗ грубо нарушена слоговая структура. Применение   моделирования                           позволяет образно представить структуру слова. У учащихся отрабатывается слоговая структура слова и закладываются  основы навыка  послогового чтения.                                                                                                                                

      Таким  образом, использование  в учебно-воспитательном  процессе моделирования, позволяет целенаправленно формировать умственные способности детей, мыслительные операции, способность к  пониманию, запоминанию предложенного материала и применению его на практике.

Методическое обеспечение:

1Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие                                                                                         2.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004                                                                                                                 3.Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1                                                                                                                               4.Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54                                                                                    5.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007                                                                                                                                                 6.Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53                                                                                                              7.Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12                    8.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с.    9.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=585735
                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процес...

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Моделирование- как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях форми...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ (метод наглядного моделирования)

Дети дошкольного возраста, школьники начальных классов, а тем более, дети с ОВЗ, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....

Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития

Обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и само...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...