конспект группового занятия по автоматизации Р
материал по логопедии

DanilovaMarinaEvgenevna

конспект группового занятия по автоматизации Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gruppovogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_r.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

Дорогобужского района Смоленской области

Конспект группового логопедического занятия

Тема занятия: Звук «Р»

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

 

Цели:

1. Образовательные:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.

2. Коррекционные:

  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную воздушную струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

 

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

Определение эмоционального состояния перед началом занятия.(Методика «Градусник»)

- Здравствуйте, дети! Посмотрите в окно! Какое сейчас время года?

- (звучат ответы детей)

- Правильно! Весна!

- А по каким признакам вы догадались, что сейчас весна?

- (звучат ответы детей)

- Все верно! Вы большие умнички! Действительно, весной тает снег, по дорогам бегут ручейки, возвращаются птички, природа оживает, на деревьях распускаются почки и из еще не успевшей прогреться земли вылезают подснежники.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по весеннему лесу. 

       2.   Артикуляционная гимнастика.

- Дети, посмотрите, куда мы с вами пришли?

(отвечают: «На полянку»

- Поглядите, как тут здорово, сколько цветов выросло!

(Дети должны перепрыгивать с цветочка на цветочек, на которых наклеены изображения упражнений артикуляционной гимнастики:

 "Заборчик"

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка"

Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье"

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки"

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

  1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр"

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

Методические указания.

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.
  3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

      3.   Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка?

(Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко?

 (поёт)

- Какая воздушная струя?

(сильная, тёплая)

- Правильно.

 

   

   4.   Характеристика звука

-  Теперь давайте охарактеризуем этот звук.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук?

(согласный).

- Почему согласный?

 (так как нам - мешает «петь» язык).

- Звонкий или глухой звук?

 (звонкий)

- Почему звонкий?

(так как в горле работает «голосовой моторчик», горлышко вибрирует)

- Звук [Р] твердый или мягкий?

 (твердый).

- Каким цветом его обозначаем?

(синим).

- Давайте теперь обобщим наши знания о звуке [Р].

(Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).

 

      7.   Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

- А вот и за нами на полянку машина, но она сломалась. Водителю никак не справиться без нашей помощи.

- Давайте мы с вами поможем завести этот автомобиль. Какой звук издает мотор машины?

 (р-р-р-р).

- Сначала тихо

 (р-р-р-р).

- Громко

 (р-р-р-р).

- Очень громко

 (р-р-р-р).

- Тихо

 (р-р-р-р).

- Громко

 (р-р-р-р).

- Молодцы! Наш автомобиль завелся.

 

     8.    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери машину».

- Каждому из вас я раздала конверт с разрезанной картинкой. Соберите свою картинку и посмотрите, чего не хватает?

(ответы детей)

- Правильно! Давайте добавим недостающее колесо и наша машина сможет снова отправиться в путь.

 

      9.     Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

-  Ребята, посмотрите, что за птица к нам прилетела?

(Грач)

- Верно, ребята. Это грач по имени Кар-Карыч! Он прилетел из страны Речландии. Давайте мы с вами ему покажем, как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

 

       10.    Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

- Ой, оказывается наш Кар-Карыч так и не научился произносить слоги со звуком [Р]. Давайте мы его научим произносить слоги правильно и красиво.

Кра-кра-кра                  Пра-пра-пра

Кро-кро-кро                 Про-про-про

Кры-кры-кры               Пры-пры-пры

Кру-кру-кру                 Пру-пру-пру

 

      11.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.  

Игра «Один-много».

- Давайте расскажем грачу Кар-Карычу, какую тему мы проходили на этой неделе?

(Ягоды и грибы).

- Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

 

     12.    Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повтори».

- Теперь вы будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

 

     13.   

Игра «Скажи наоборот».

- Наш грач Кар-Карыч очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграете с ним?

(Да)

- Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

 

     14.     Связь звука с буквой.

- Давайте вспомним, в каком домике живет звук [Р]?

 (в букве Р).

 

     15.     Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

- Обведите пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

 

     16.     Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

     17.     Итог занятия.

Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес?

(Ответы детей)

Я очень этому рада! И нашему гостю Кар-Карычу тоже все очень понравилось, он очень счастлив, что вы так хорошо с ним поиграли, но ему пора возвращаться на свою родину, в страну Речландию. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо вам за занятие!

Определение эмоционального состояния в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса

Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]

автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственные представления.

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих  диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственн...

конспект группового занятия по автоматизации звука Л в тексте

конспект группового занятия по автоматизации звука Л в тексте...

Конспект группового занятия по автоматизации Ш

Конспект группового занятия по автоматизации Ш...