Коррекция дисграфии у учащихся 2 классов общеобразовательной школы
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Программа  логопеда по коррекции дисграфии у учищихся 2 классов общеобразовательной школы по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog._2_kl_2021g_m.docx446.78 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Документы\Мои рисунки\ControlCenter4\Scan\CCI04012022_0000.jpg

Содержание

1.1. Основные характеристики программы

1.2.  Пояснительная записка

1.3. Цель и задачи программы

1.4. Содержание программы

1.5. Планируемые результаты

2.1. Организационно-педагогические условия

2.2.Календарный учебный график

2.3. Условия реализации программы

2.4.Формы аттестации

2.5.Оценочные материалы

2.6.Методические материалы

2.6.Список литературы, использованной при составлении программы

2.7. Список литературы, рекомендованной родителям

1.2Пояснительная записка

 Образовательная программа  по коррекции дисграфии  у учащихся 2 класса является общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования детей коррекционно-педагогической  направленности, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования.

Актуальность программы

     В настоящее время увеличивается количество детей имеющих логопедические проблемы, как в устной речи, так и в письменной. К сожалению, появляется тенденция к утяжелению речевых  дефектов. В дошкольном возрасте дети, имеющие тяжелое нарушение речи посещают коррекционные сады. При поступлении в школу звукопроизношение,  как правило,  скомпенсировано, но остаются недочеты  в освоении лексико-грамматического строя речи, несовершенство форм языкового анализа и синтеза.

Отсутствие логопедической помощи и усложнение школьной программы приводит к определенным проблемам в обучении

Педагогическая целесообразность

    Данная программа позволяет учитывать особенности речевых дефектов у учащихся 2 классов  при различных видах дисграфии  и проводить коррекционную работу с учетом специфики имеющихся нарушений по следующим направлениям

  • Развитие фонетико-фонематических функций
  • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
  • Дифференциация акустически сходных звуков и букв
  • Дифференциация оптически сходных букв
  • Развитие лексико-грамматического строя речи

Новизна программы заключается, в том, что для решения поставленных задач используются не только классические проверенные временем  методики, но и современные образовательные технологии: МИМИО, компьютерные речевые  игры.

Отличительной особенностью данной  программы является то, что она разработана на основе насущных потребностей учащихся начальной школы и способствует устранению логопедических  ошибок, и развитию орфографической зоркости.

Форма обучения очная, во второй половине дня.

Адресатом программы являются учащиеся 2 классов, имеющих смешанную дисграфию подтверждённую заключением ТПМПК.

Работа по данной программе осуществляется  в оборудованном логопедическом кабинете.

Срок реализации: 68 часов. (с 1 сентября по 25 мая, в каникулярное время занятия не проводятся)

Обучение проводится на русском языке.

Формы обучения: очная,  индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального и  подгруппового 20 мин.

Режим занятий: 2 раза в неделю

1.3Цели и задачи программы

Основной целью данной программы является:

  • формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонетического восприятия
  • развитие и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе
  • развитие и совершенствование слогового анализа и синтеза
  • развитие оптико-кинестетических представлений, зрительной памяти
  • формирование  представлений о морфологическом составе слова
  • развитие связной речи

В соответствие с поставленной целью был выделен ряд задач:

Образовательные

- познакомить детей с правилами фонетики русского языка

-систематизировать знание  орфоэпических норм и правил русского языка

 Развивающие

-развивать неречевые и речевые психические процессы

-содействовать обогащению  словарного запаса и навыков грамматически правильного оформления высказывания, письма

 Воспитательные

-формировать  положительную мотивацию

- содействовать активизации коммуникативной деятельности детей

-  способствовать воспитанию интереса к обучению

Коррекционные

-совершенствовать фонематическое восприятие: навыки фонематического анализа, синтеза, представлений

-развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез

-развивать и совершенствовать оптико-кинестетические представления, зрительную и слуховую память

- формировать   представление о морфологическом составе слова

-развивать лексико-грамматический строй речи

1.4Содержание программы

Программа разбита на три основных этапа коррекционной работы.

Первый этап: Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематических функций, слогового анализа и синтеза.

Основные задачи:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза
  • развитие звукобуквенного анализа и синтеза
  • развитие слогового анализа и синтеза

Рекомендуемые грамматические темы первого этапа:

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Ударение. Безударные гласные в корне слова. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧК-ЧН.

Второй этап:  Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

Основные задачи: уточнение  значения имеющихся в словарном запасе детей слов, дальнейшее обогащение словарного запаса:

а) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

б) путём активного использования различных способов словообразования;

в) отработка морфемного анализа и синтеза слов.

Рекомендуемые грамматические темы второго этапа:

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Правописание приставок, суффиксов. Изменение имён существительных по числам. Безударные гласные. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Сложные слова.

Третий этап: Работа на синтаксическом уровне.

Основные задачи:

а)  уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

б) формирование умения устанавливать последовательность высказывания; отбирать языковые средства; совершенствовать навыки построения и перестроения высказывания по заданным образцам.

Рекомендуемые грамматические темы третьего этапа:

Изменение по родам и числам имён прилагательных, глаголов. Согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Текст.

Логопед может изменять последовательность тем коррекционных занятий и варьировать количество часов, отпущенных на каждую тему, в зависимости от речевых нарушений детей. Общее количество уроков  должно соответствовать  66 учебных  часов.

Начало занятий по программе первая неделя сентября. В программу включено 8 часов логопедического обследования.

1.5   Планируемые результаты

  • Совершенствование и развитие фонетико-фонематических функций
  • Совершенствование и развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
  • Совершенствование и развитие лексико-грамматического строя речи
  • Закрепление и совершенствование правил орфографии

Условные обозначения типов уроков

КУ

  коррекционный урок

ОУ

  обобщающий урок

ИУ

  итоговый урок

УК

  урок контроля

ВУ

  вводный урок

Активные методы обучения, игровые методы:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

3.Использование технологии МИМИО

4. Работа с бланковыми методиками.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях 

7. Использование презентаций

8. Использование картинного материала

9. Активные методы рефлексии.

Учебный  план

Раздел 1.

№.

п./п

Название раздела,

тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Диагностика

8

2,5

5,5

Работы учащихся

2

Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематических функций, слогового анализа и синтеза

47

21,5

25,5

Работы учащихся

Тестовые работы

Игра

3

Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

9

4,5

4,5

Работы учащихся

Тестовые работы

Игра

4

Работа на синтаксическом уровне

4

2

2

Работы учащихся

Тестовые работы

Игра

Итого

68

30, 5

37,5

Литература

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», М., 1991 г.
  2. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»,СПб, 1998 г.
  3. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников», М., 1995 г.
  4. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений», М., 1999 г.
  5. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы», М., 1984 г.
  6. Методический комплекс по интерактивной технологии «МИМИО»
  • «Родственные слова»
  • «Безударные гласные»
  • «Дифференциация О_А»
  • «Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже»

Приложения

Электронные презентации в программе  MicrosoftPowerPoint

  1. Диагностические методики обследования по  речевой карте ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района составитель Селявина И.Б.
  2. «Нейролингвистические методики обследования» ГБУ ДОЦППМСП  Калининскогорайона составители. Горемыкина И. .,Гроздова И.Н.
  3. «Безударные гласные в корне слова»ГБУ ДОЦППМСП  Калининского района составитель Смирнова Т.А.
  4. «Развитие связной речи»  ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района  составитель Горемыкина И.Н.
  5.  «Мягкий знак-показатель мягкости» ГБУ ДОЦППМСП  Калининского района составитель Гроздова И.Н

Интерактивная технология МИМИО

  1. «Родственные слова» ГБУ ДОЦППМСП  Калининского района составитель Селявина И.Б.
  2. «Безударные гласные»

«Согласование существительных, прилагательных, глаголов»

«Дифференциация оптически сходных букв» ГБУ ДОЦППМСП  Калининскогорайона   составители   Гроздова И.Н.

  1. «Развитие слогового и звукобуквенного анализа и синтеза»» ГБУ ДОЦППМСП  Калининскогорайона составители   Гроздова И.Н., Голлай Н. К. Мартыненко Е.Г. Борюшкина О.

Использование дидактических игр и упражнений:

           «Салфеточка» (развитие зрительного восприятия и воображения),

          «Аквариум» (развитие и расширение словаря),

          «Кто как говорит» (развитие слогового анализа и синтеза),

          «Цепочки» (развитие звукобуквенного анализа и синтеза),

           «Найди ошибку» (развитие навыка словообразования) и другие.

                                                        Составитель Горемыкина И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

Проявление дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками...

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающег...

Выявление предрасположенности к дисграфии у учащихся первых классов общеобразовательной школы

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на учебной деятельности детей, их социальной адаптации к школе, межличностных отношениях. Всё это обуславливает необходимость раннего выявления наруш...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...