Важность слуха для развития ребёнка
статья по логопедии

Правова Людмила Алексеевна

   Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhnost_sluha_dlya_razvitiya_rebyonka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Важность слуха для развития  ребёнка

   Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.

    Возможности нашего слуха воспринимать и различать звуки удивляют специалистов и конструкторов акустической аппаратуры. С физической точки зрения звук – это упругие колебания, распространяющиеся в газе, жидкости и твердом теле. Напомним: звук характеризуется громкостью (интенсивностью), которая определяется звуковым давлением и измеряется в децибелах (сокращенно дБ), и высотой, зависящей от частоты колебаний и изменяющейся в герцах (сокращенно Гц, 1 Гц – 1 колебание в 1 секунду). Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 тысяч Гц ( это составляет свыше 10 октав; вспомним всем знакомое фортепьяно – у него семь с половиной октав), а по интенсивности до 140 дБ.

    Самый слабый звук, который мы способны слышать, называется порогом слышимости и имеет звуковое давление в 5 миллиардов раз меньше атмосферного. Это очень высокая слуховая чувствительность. С другой стороны, самые громкие звуки интенсивнее порога слышимости в 100 триллионов раз.

   Человеческий голос – главное, на что ориентировано ухо, - имеет частоты в диапазоне 500 – 3000 Гц, и, следовательно, наш слух обеспечивает восприятие речи  с большим запасом.

    Звуковоспринимающая часть внутреннего уха (расположенная в глубине височной кости, в так называемой улитке) была открыта в 1851 году итальянским ученым А.Корти, потому и называют ее кортиевым органом. По пути в кортиев орган звук усиливается на несколько дБ в наружном ухе, затем передается через барабанную перепонку и косточки среднего уха с усилием в 20 раз.

    В 1863 году известный ученый Г.Гельмгольц опубликовал работу «Учение о тональных ощущениях, как физиологическая теория музыки», которая и сегодня сохранила свое научное значение. По резонансной теории слуха, разработанной Гельмгольцем, на звук определенной высоты откликается определенный участок кортиева органа.

    Более пристальное медицинское исследование неслышащих и плохо слышащих (тугоухих) детей позволило установить, что большинство (около 90% приобрели этот тяжелый дефект прижизненно и только 3 % детей унаследовали глухоту от родителей. Эти исследования убедительно показывают необходимость беречь детский слух.

    Охрана слуха должна начинаться еще до рождения ребенка. Есть такие заболевания, которые поражая беременную женщину, грозят ребенку врожденной глухотой. Среди этих заболеваний «невинная» краснуха занимает ведущее место. Кроме того, некоторые лекарства при приеме в больших дозах и длительное время отрицательно влияют на слуховой нерв плода и способствуют развитию тугоухости. Отметим еще, что необоснованное использование лекарств может привести к снижению слуха и позже, в «самостоятельной» жизни ребенка.

    Среди причин снижения слуха маленьких детей на первом месте стоят инфекционные заболевания и воспаления среднего уха. В прежние времена сифилис, туберкулез, малярия и тифы часто приводили к глухоте. В настоящее время эти заболевания почти не встречаются в нашей стране, однако их место стали занимать скарлатина, эпидемический гепатит («желтуха»), эпидемический паротит («свинка») и грипп. Особенно следует обратить внимание на две последние болезни: «свинка» и грипп достаточно часто поражают детей. Тщательное соблюдение предписаний врача уменьшит возможность осложнений.

    Не менее важно для охраны детского слуха и предупреждение острых респираторных заболеваний. Особенности детского уха таковы, что воспалительные процессы в носу  и аденоидах очень легко распространяются на ухо, что может повлечь снижение слуха. В последнее время с хроническим воспалением среднего уха врачи встречаются все чаще, поэтому родителям следует проявлять упорство и настойчивость при лечении при лечении этих заболеваний.

    Причиной глухоты могут быть травмы головы и уха. Маленьким детям в ухо нередко попадают инородные тела (пуговицы, вишневые косточки, горошины и т.п.). Дети постарше, ковыряясь в ухе неподходящими предметами (спичками, шпильками и т.п.), могут поранить барабанную перепонку или внести инфекцию.

    Важной причиной снижения слуха человека (и детей в том числе) становится действие шума. Более 300 лет назад известные врачи Парацельс и Рамадзини доказали, что шум может вызвать глухоту. С тех пор эти исследования были многократно повторены и расширены.

    Вообще говоря, между шумом и звуками нет четкой границы. Можно сказать, что шум – это звуки, раздражающие человека, мешающие ему работать и отдыхать. Иногда и музыкальные звуки и человеческая речь выступают в этой роли. Бывают редкие случаи чрезвычайно интенсивного шума -  пушечные выстрелы, взрывы, что может привести к разрыву  барабанной перепонки и другим нарушениям.    При длительном воздействии шума интенсивностью свыше 90 дБ  отмечается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. Конечно же шум отрицательно действует не только на слух но ина работу других органов и систем человека (плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному сну и отдыху, способствуя развитию неврозов; на сердечно-сосудистую систему, вызывая нарушения кровяного давления и другие расстройства).

    Еще в конце прошлого века известный немецкий врач Роберт Кох предупреждал: «Человек должен будет бороться с шумом, как некогда он боролся с холерой и чумой».

    В последнее время шум в крупных городах неуклонно возрастает, что привлекает все большее внимание различных специалистов, которые с тревогой говорят о шумовом загрязнении окружающей среды.

Уличный шум, проникая в жилище и соединяясь с бытовым шумом от домашних приборов, сантехники, отрицательно действует на всех и особенно на детей.

    Борьба с шумом в городах – это общее дело, которое требует участия не только специалистов (архитекторов, строителей, конструкторов, врачей), но и всего населения. В нашей стране за последнее время многое делается для борьбы с шумом. Разработан ряд государственных стандартов на допустимый уровень шума для различного оборудования, введены специальные правила для проектирования зданий с учетом звукоизоляции. Однако, повторим, борьба с шумом требует участия всего населения. Шум одного мотоцикла без глушителя, промчавшегося ночью по безлюдным улицам, может разбудить несколько сотен человек. Входная дверь, хлопающая в подъезде, или испорченный водопроводный кран могут в несколько раз увеличить уровень шума в квартирах. Всем надо больше заботиться о звуковой культуре, думать о возможных последствиях своих поступков. Уходя на работу, в школу, нельзя оставлять включенными радиоприемники, телевизоры. Нельзя приниматься за шумные работы в позднее время в своих квартирах.

     И взрослые должны заботиться о покое своих детей: не заставлять их спать в шумной обстановке (включенный телевизор, громкие разговоры).Очень поучителен в этом плане рассказ Н. Носова «Федькина задача». В этом рассказе живо описано, как школьник безуспешно пытался решить нетрудную задачу во время телеконцерта. Дело не только в том, что

его внимание  рассеивается и он не может сосредоточиться на решении задачи; шум одновременно утомляет его слух.

    Общими усилиями мы можем снизить шум в наших квартирах, на улицах, в школах и тем самым сохранить слух наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зависимость психического развития ребёнка от развития речи

Зависимость психического развития ребёнка от развития речетворческой системы человека и  становления интеллекта...

Понятие о стабильных и критических периодах развития ребёнка. Содержание кризисов развития.

Современному учителю для плодотворной работы необходимо знание возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их развития.В данной работе рассмотрены возрастные кризисы детей к...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....

Задержка психического развития: проявления, коррекция, прогноз развития ребёнка. Консультация для родителей и педагогов

Материалы консультации раскрывают особенности проявлений ЗПР у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также основные направления профилактики и коррекции трудностей адаптации и обучения де...