Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
план-конспект на тему

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема занятия: Автоматизация звука «М»

Цели занятия:

- Формировать у детей потребность в устном общении.

- Развивать слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.

- Расширять представления детей о звучащих предметах, звукоподражаниях, игрушках, животных.

- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.


 
Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Учить различать громкое и тихое звучание колокольчиков на слух и слухо-зрительно.

- Тренировать слуховую память детей при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность детей.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить детей подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «м».

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

- Учить подражать движениям животных.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.


Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,

игрушки, картинки с изображением животных, разноцветные ленточки на подставке, колокольчики (большой и маленький),

экраны (большой и маленький).


 

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Автоматизация звука «М» в слогах, словах, фразах.
  4. Игра «Как звучало?»
  5. Игра «Делай как мишка, зайка, белка, лиса».
  6. Организационное окончание занятия.

                                                   Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

1.Организационное начало занятия

 Приветствие.

Слуховая перекличка.

Поздоровайтесь.

Слушайте, кого я позову.

Педагог за экраном называет имена детей.

Ваня, Дима, Миша, Артем, Ева, Ислам, Саид

Привет.

Дети слушают свои имена.


 

 2. Дыхательные и голосовые упражнения

Поддувание цветных ленточек.

Произнесение гласных звуков при помощи элементов фонетической ритмики.

Различение на слух гласных звуков в разной последовательности.

Будем дуть. Дуйте так.

Педагог показывает правильное действие (вдох и плавный выдох).

Будем говорить.

А___О___У___Э___И___

Слушайте и повторите.

О-У-А;  А-И-У;  И-А-О

Дети дуют на ленточки

Дети произносят звуки вместе с педагогом.

Дети слушают и повторяют звуки.

 3. Автоматизация звука «М» в слогах, словах, фразах

Автоматизация звука «М» в прямых слогах, словах, коротких фразах с помощью фонетической ритмики.

Самостоятельное называние игрушек со звуком «М».

Выполнение поручений с глаголом «дай» на слух.

Говорите хорошо звук «М».

М_______

МА   МО   МИ

АМ    ОМ

МА – МА     МАМА

Где мама?

Мама дома.

ОМ  -ОМ    ДОМ

Где дом?

Дом там.

Молодцы. Сядьте.

Педагог контролирует и исправляет речь детей.

Педагог показывает красивый мешочек- привлекает внимание детей.

Что там?

Педагог расставляет игрушки в разных местах группы.

Слушайте.

Дай машину.Дай мяч.Дай самолет.Дай мишку. На машину. На мяч. На самолет.На мишку.

Дети произносят речевой материал сопряженно с педагогом и индивидуально с элементами фонетической ритмики.

Дети достают игрушки из мешочка и называют их самостоятельно.

Мяч, мишка, машина, самолет

Дети различают поручения на слух.

 4.Игра «Как звучало?»

 Различение на слух и слухо-зрительной основе громкого и тихого звучания колокольчиков.

Закрепление понятий : большой – маленький; громко – тихо.

Педагог достает из коробочки колокольчики.

Что это?

Какой?

Слушайте.

Педагог звенит то  маленьким колокольчиком, то большим.

Как звучало?

Педагог оценивает действия детей.

Верно,неверно.

Колокольчик.

Большой. Маленький.

Дети читают слова по табличкам.

Дети слушают.

У детей таблички со словами громко, тихо.

Они показывают табличку и говорят:громко, тихо.

 5.Игра «Делай как мишка, зайка, белка, лиса»

Выполнение действий, соответствующих игрушкам-животным.

Формирование навыка глобального чтения табличек.

Различение на слух названий животных и их действий.


 

 

Педагог показывает картинки с изображением игрушек-животных.

Кто это?

Будем играть.

Педагог называет действия животных .

Зайка скок-скок-скок,

Мишка топ-топ-топ,

Белка прыг-прыг-прыг,

А лиса хлоп-хлоп-хлоп

Дети подбирают таблички и называют их.

Мишка, зайка, белка, лиса


 

Дети слушают,  выполняют действия и проговаривают речевой материал на уровне своих произносительных навыков.


 6. Организационное окончание занятия

 Педагог поощряет детей; прощается с ними.

Вы занимались хорошо.

У меня есть подарок.

Что там?

Педагог дает детям мыльные пузыри.

Дети благодарят за подарок, прощаются.

Спасибо. Пока.



Предварительный просмотр:

 Конспект фронтального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

 

Тема: «Различение  звуков транспорта.»

 Цель:

1.Развивать произносительные навыки (длительное и краткое произношение гласных звуков с элементами фонетической ритмики, различным  машинам.

2.Знакомить с транспортом  и с его звуками с использованием                      

    игрового пособия «Звучащие машины»

 3.Вызывать интерес к занятиям, развивать положительные эмоции.

Оборудование: таблички с названиями  машин,  картинки с изображениями автомобиля, машины скорой помощи, пожарной машины, книга-пособие «Звучащие машины».

     Словарь:  говорите долго, говорите кратко, автомобиль, скорая помощь,

пожарная машина, как звучит? идите, бегите

 

                                                   Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

Перекличка детей по именам за экраном на слух, и слухо-зрительно.

 

Привет!

  [-Как тебя зовут?]  

   [-Как твоя фамилия?]                                                

   [-Сколько тебе лет?]                                                

   [-Какое сейчас время года?]                                                

   [-Какое сегодня число?]                                                

   [-Какой день недели?]                                                

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Ве

 2.Основная часть.

Фонетическая ритмика -длительное и краткое проговаривание гласных звуков.

 

 

 Движения плавные и длительные

 

 

Быстрые движения

 

 

-Будем слушать.

 -Будем говорить:

А О У

Долго

кратко

 

-А—А—А

-О—О—О

-У—У—У

 

-А-А-А

-О-О-О

-У-У-У

 

Дети  проговаривают и выполняют  движения с фонетической ритмикой.

 

 

Показываю легковую машину.

 

Табличка

 

Включаю звук пособия звучащей машины.

 

 Показываю машину скорой помощи.

 

 

Включаю звук  скорой помощи.

 

 

 

  

Включаю звук с сиреной пожарной машины.

 

 

 

Включаю звук  скорой помощи.

 

 

Включаю звук с сиреной пожарной машины.

 

 

 Раздаю каждому ребёнку картинки с транспортом.

Включаю звук  автомобиля   Дети при узнавании поднимают нужную картинку.

Включаю звук скорой помощи.

 Включаю звук пожарной машины.

 

 

Физ .пауза.

Показываю картинку с

легковой машиной.

 Показываю картинку скорой помощи

 Показываю пожарную машину. 

Будем играть

-Сядьте!

-Что это? Знаете?

 -Это машина.

 

 

 

 

Проговариваем по табличке              

-Что это Саид?

-Повтори.

 

-Знаете что это?      

-Скорая помощь.

-Там врач.

-Слушайте.

-Что это? Знаете?

-Скорая помощь.

 

 

 

-Слушайте!

-Это пожарная машина.

-Что это Ваня?

 

 -Будем слушать звуки машин

 

-Вы слышите? Что это?

-Дима слышишь?

 

 

-Что это? Слышите?

-Артем слышишь?

 

-Слышите? Что это?

-Дима что это?

 

Дети быстро идут.  

Дети

идут по кругу.

 Дети быстро бегут по кругу. 

-Это машина.

 

 

 

-Это машина.

-Би-Би-Би

 

 (табличка)

-Скорая помощь.

-Там врач.

 

-Машина

-У-У-У

 

 

 Скорая помощь.

 

 

 

 

 -Это пожарная машина.

-И-И-И

 

 -Машина.

-БИ-БИ-БИ

 

-Скорая помощь.

-У-У-У

 

 

-Пожарная машина.

-И-И-И

 

 

 

 

 -БИ-БИ-БИ

Дети идут по кругу имитируя руками движения руля.

-У – У - У

-Дети быстро идут по кругу  имитируя руками движения руля.

-И – И - И

 Дети быстро идут.  

Дети

идут по кругу.

 Дети быстро бегут по кругу. 

 

 

 3.Заключитель-

ная часть.

Подведение итогов.

 

 

-Что мы делали?

 

-Вы хорошо слушали машины и хорошо играли.

-Молодцы!

 

 

-Мы слушали.

-Мы играли  - мы были машины.



Предварительный просмотр:

 Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: «Поручения»

Цель:

1.Упражнять ребенка в выполнении действий: возьми, дай, поставь. 2.Упражнять в ориентировке в пространстве с предлогами:  на, у, в.

3.Закреплять название предметов мебели и игрушек (стол, стул, шкаф,

   диван, кукла, матрёшка, машина, зайка)

 4.Развивать внимание, память.

 Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность ребенка.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

- Развитие тактильных ощущений  

Оборудование: 

Чудесный мешочек для игрушек, мебель(стол, стул, шкаф, диван).

Игрушки (кукла, зайка, матрёшка, машина, кубик).

Таблички с названиями игрушек и предметов мебели. 

Словарь: привет, дай, возьми, поставь, девочки, мальчики, как зовут?

кубик, зайка, матрешка, машина, кукла, на машину, идите, бегите, стой, шкаф, стол, стул , диван

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Игра
  4. Поручения
  5. Организационное окончание занятия.

                                                   Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

1.Организацион-

момент.

Перекличка детей

(за экраном)

 

 

 

Привет!

  [-Как тебя зовут?]  

   [-Как твоя фамилия?]                                                

   [-Сколько тебе лет?]                                                

   [-Какое сейчас время года?]                                                

   [-Какое сегодня число?]                                                

   [-Какой день недели?]                                                

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Ве

 Фонетическая ритмика

А____________

О____________

У____________

И____________

Э____________

 

-Та—Та—Та

-ТаТаТа

-То—То—То

-ТоТоТо

-Ту—Ту—Ту

-ТуТуТу

- Ребенок  повторяет за педагогом движения, сопряжено-отраженного проговаривает.

 А____________

О____________

У____________

И____________

Э____________

 

-Та—Та—Та

-ТаТаТа

-То—То—То

-ТоТоТо

-Ту—Ту—Ту

-ТуТуТу

 2.Будем играть

Педагог достаёт чудесный мешочек с игрушками

Достаю игрушки по очереди.

 

 

 

(за экраном)

Предлагаю детям определить на слух название игрушки

 

 Что это?

-Кубик

 

 

 

 

 

 -покажи , где зайка?

-покажи, где машина?

-Саид, возьми машину и дай Мише.                   

Дима, возьми куклу и дай Исламу.                   

Кубик  (Дети подбирают  к игрушкам таблички)

 

Дети различают названия игрушек на слух:

 -это зайка             

-вот машина            

Саид берёт машину и даёт Мише.        

Дима берёт куклу и даёт Исламу.

 

 4. Поручения

-Будем играть.

Педагог расставляет на подносе игрушки-дети подкладывают таблички, проговаривают названия.

 

-Миша возьми матрёшку поставь на шкаф.

-Где матрёшка?

 

 -Дима возьми машину и поставь у дивана.

-Где машина?

 

-Саид, возьми  кубик поставь на стул.

-Где кубик?

 

-Ева возьми зайку и поставь в шкаф.

-Где зайка?

 

 -Матрёшка где?

-Кубик где?

-Зайка где?

Миша берёт матрёшку и ставит на шкаф.

 - На шкафу

Дима ставит машину у дивана.

-У дивана

Саид ставит кубик на стул.

-На стуле

Ева берёт зайку и ставит  в шкаф.

-В шкафу.

 

Дети показывают где игрушки.

 Подведение итогов

Педагог уточняет значение предлогов

Что мы делали?

-Молодцы.

Мы играли,

Мы думали.



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: «Фрукты и овощи»

Цель: 

- закрепление ранее пройденного материала;

-Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной  и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

- Развивать слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.

 Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

- Использование в работе остатков слуха с помощью речевых и неречевых звучаний

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность детей.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

- Совершенствование произносительных навыков

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

- Развитие тактильных ощущений

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Оборудование:   таблички, две корзины (сад и огород), волшебный сундучок, овощи и фрукты, маски овощей и фруктов, раскраски, цветные карандаши.

    Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Работа над темой
  4.  Игра «Угадай:  что там?»
  5. Физкультминутка.
  6. Раскрась овощ или фрукт.
  7. Организационное окончание занятия.

                                               Ход занятия.

Организационный

         момент

Деятельность 

      учителя

Деятельность

         ученика

1 Орг момент

 Привет!

-Как тебя зовут?

 Где Ева?

 Где Ислам?

-Почему?

 

    Привет!

 -Саид!

-Ваня!

-Дима!

-Я тут.

-Ислама  нет.

-Болеет, дома.

 

 Фонетическая ритмика

-Делаем как я.

-Медленно, быстро.

 

-Та—Та—Та

-ТаТаТа

-То—То—То

-ТоТоТо

-ТуТуТу

-Ту—Ту—Ту

 

Дети проговаривают слоги, слова  и фразы  с элементами фонетической ритмики

Тема «Фрукты-овощи»

 

Будем говорить

Педагог повторяет с детьми названия овощей и фруктов.

-Что это?

На доске две корзины: сад и огород;

 

Педагог предлагает ребёнку взять и положить овощи и фрукты (картинки) в корзины

«Положи»

Дети читают тему на доске, проговаривают коллективно.

Дети называют овощи и фрукты, нарисованные на картинке.

Дети читают таблички: фрукты, овощи

Данное задание выполняют 2-3 ребёнка.

  Игра «Угадай:  что там?»

 

«Будем играть»

В сундучке овощи и фрукты:

«Угадай?» «Что там?»

.

Дети на ощупь  определяют  фрукт или овощ  и называют его

 Физкультминутка.

Музыкальная игра

 

- будем танцевать

- встаньте в круг

Педагог произносит имя ребёнка  и тот, услышав, выходит в круг и танцует под музыку, а остальные дети повторяют движения за ним.

Дети одевают маски овощей и фруктов и идут по кругу, останавливаются.

 

 Раскрась овощ или фрукт.

- будем раскрашивать

- попроси: «Дай, пожалуйста, бумагу»

Воспитатель хвалит детей индивидуально каждого «Молодец» и сразу  всех вместе.      « Молодцы»

Дети садятся за парты (на партах находятся цветные карандаши)

Дети работы размещают работы на доске;

Дети дают отчёт о проделанной работе:

Саид: «Я  раскрасил помидор красным»

Миша: «Я раскрасила огурец зелёным»

Дима: «Я раскрасила морковь оранжевым»

Ева: «Я раскрасил банан жёлтым»

Артем: «Я раскрасил грушу зелёным»

 

 Заключительная часть.

Что мы делали?

Говорили

Играли

Танцевали

Раскрашивали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Одуванчики»;- развитие и совершенствование навыков правильного   звукопроизношения;- работа над ...

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Друзья животных»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над о...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (II вид, 6 класс I отделение)

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (групповое занятие)...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Технологическая карта и конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению со слабослышащим учащимся первого дополнительного класса в школе для слабослышащих учащихся.

Тема: «Овощи – Фрукты».Звуки [С], [И].Класс: 1 дополнительный.Учащийся: 7 лет. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации.На занятии...