Современные подходы к профилактике и коррекции оптической дисграфии
презентация к уроку по логопедии

Кувыкина Елена Михайловна

Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей  может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволяет предупредить эти нарушения или же снизить степень их выраженности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика оптической дисграфии как один из факторов стабилизации письменной речи младших школьников Учитель-логопед МБОУ г. Мурманска СОШ № 23 Кувыкина Елена Михайловна

Слайд 2

Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволяет предупредить эти нарушения или же снизить степень их выраженности.

Слайд 3

Профилактика оптической дисграфии подразумевает: Использование логопедом на занятиях соответствующих заданий. Предоставление учителям необходимого материала для использования на : а) занятиях по «Предшкольной подготовке» с будущими первоклассниками; б) уроках по русскому языку в 1-м классе. 3. Показ упражнений, знакомство родителей с литературой на данную тему.

Слайд 4

Профилактика оптических нарушений Подготовительный период (формирование предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма) Основной период (использование упражнений на дифференциацию графически сходных букв на занятиях)

Слайд 5

Подготовительный блок 1.Формирование зрительного гнозиса Основной блок

Слайд 6

Подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру Найди на картинке предметы прямоугольной формы

Слайд 7

Подготовительный блок 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 1.Формирование зрительного гнозиса Основной блок

Слайд 8

Нахождение различий в изображении предметов Найди различия в рисунках. Сколько различий ты нашёл?

Слайд 9

Подготовительный блок 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 1.Формирование зрительного гнозиса 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти Основной блок

Слайд 10

Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд Выложи кубик по образцу

Слайд 11

Подготовительный блок 4.Формирование пространственного восприятия 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 1.Формирование зрительного гнозиса 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти Основной блок

Слайд 12

Ориентировка в пространстве. Назови, какие предметы находятся справа от девочки, а какие слева. Обрати внимание на то, как стоит девочка.

Слайд 13

Подготовительный блок 5.Формирование временных ориентировок и представлений 4.Формирование пространственного восприятия 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти Основной блок

Слайд 14

Формирование знаний о последовательности времён года Разложи картинки от зимы до осени

Слайд 15

Подготовительный блок 5.Формирование временных ориентировок и представлений 4.Формирование пространственного восприятия 6. Развитие зрительно-моторной координации 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 1.Формирование зрительного гнозиса 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти Основной блок

Слайд 16

Используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движениями руки в заданных направлениях. Дорисуй овощи и фрукты, назови, их.

Слайд 17

Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз

Слайд 18

Подготовительный блок 5.Формирование временных ориентировок и представлений 4.Формирование пространственного восприятия 6. Развитие зрительно-моторной координации 2. Развитие концентрации и переключения зрительного внимания 1.Формирование зрительного гнозиса 7. Развитие мелкой моторики 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти Основной блок

Слайд 19

Пальчиковые игры

Слайд 20

Основной блок Развитие буквенного гнозиса

Слайд 21

На фоне контурных изображений найти «спрятавшиеся буквы»

Слайд 22

Узнавание букв, написанных разным шрифтом.

Слайд 23

Узнавание недописанных букв

Слайд 24

Узнавание «зашумлённых» букв

Слайд 25

Узнавание букв, написанных в зеркальном отображении.

Слайд 26

Узнавание букв, написанных пунктиром.

Слайд 27

Основной блок Развитие буквенного гнозиса Дифференциация смешиваемых букв

Слайд 28

Дифференциация смешиваемых букв. знакомство с траекторией движения руки при написании буквы; самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции); изображение буквы (Ф - встать, руки на пояс, Т - встать, руки в стороны, голову наклонить вперед); слуховые и зрительные диктанты, запись букв и составление из них слова с его последующей записью;

Слайд 29

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению оптической дисграфии у школьников многоаспектна, предполагает взаимодействие всех специалистов и носит комплексный характер.

Слайд 30

ЛИТЕРАТУРА Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Сб. Методы изучения и преодоления речевых расстройств - С.Пб., 1994. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции - С.Пб., 1998. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. - М., 2006. Михайлова Е.А. Основные направления коррекционно- профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР - http://www.logoburg.com Новоторцева Н.В. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников // Сб. Методы изучения и преодоления речевых расстройств - С.Пб., 1994. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Речемыслительный тренажёр… - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

В данной презентации представлены упражнения для детей с нарушением письменной речи на почве недоразвития гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений (оптическая дисграфия)....

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, на формирования образа предметов и букв....

Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.

Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....

Внеурочная работа по развитию графомоторных навыков как профилактика и коррекция оптической дисграфии у учеников начальной школы

Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.Графич...

Этапы работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии.

В материале сжато представлены этапы (план) коррекционной работы по профилактике и исправлению оптической формы дисграфии....