Этапы работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
консультация по логопедии (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале сжато представлены этапы (план) коррекционной работы по профилактике и исправлению оптической формы дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Этапы работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии

у младших школьников

(на основе методических рекомендаций Е.В.Мазановой,

Рекомендованных Ученым Советом Педагогического общества

России)

 I  этап. Подготовительный.

Продолжительность  4-8 занятий. В дальнейшем элементы этого этапа эпизодически включаются в работу, при необходимости подкрепления сформированных навыков.

Цели и задачи

1.        Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

-        Развитие зрительного гнозиса:

а)        развитие восприятия цвета;

б)        развитие восприятия формы;

в)        развитие восприятия размера и величины.

—        Развитие буквенного гнозиса:

а)        развитие восприятия цвета букв;

б)        развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в)        дифференциация расположения элементов букв.

  1. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а)        развитие запоминания формы предметов;

б)        развитие запоминания цвета;

в)        развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

4.        Формирование пространственного восприятия и представлений:

а)        ориентировка в схеме собственного тела;

б)        дифференциация правых и левых частей предмета;

в)        ориентировка в окружающем пространстве.

  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координации.

Приемы работы.

-        Развитие зрительного гнозиса:

а)        развитие восприятия цвета;

б)        развитие восприятия формы;  

 Зашумленные картинки

 

в)        развитие восприятия размера и величины.

—        Развитие буквенного гнозиса:

а)        развитие восприятия цвета букв;

б)        развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

Зашумленные буква. Буквы с наложением.

Сравнительный анализ букв разных шрифтов и

в)        дифференциация расположения элементов букв.

II этап. Основной. 

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения.

Цели и задачи

  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
  2. Автоматизация   смешиваемых   и   взаимозаменяемых букв.
  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3.1.        Дифференциация гласных букв:

а)        изолированно (написание);

б)        в слогах и в словах;

в)        в словосочетаниях;

г)        в предложениях и тексте.

3.2.        Дифференциация гласных и согласных букв:

а)        изолированно;

б)        в слогах и словах;

в)        в словосочетаниях;

г)        в предложениях и тексте.

3.3.        Дифференциация согласных:

а)        изолированно;

б)        в слогах и в словах;

в)        в словосочетании;

г)        в предложениях и тексте.

Приемы работы.

  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

- Анализ работы артикуляционного аппарата при произнесении отдельных звуков и их сочетании.

-  Обучение определению артикулемы (без звучания).

- Соотнесение артикулемы и печатной графемы  (зрительно).

- Соотнесение артикулемы и печатной графемы  (моторно).

- Соотнесение артикулемы и писменной графемы  (зрительно).

- Соотнесение артикулемы и писменной графемы  (моторно).

Профилактическая работа ведется на графических изображениях тех букв, которые обучающийся уже знает, но допускает ошибки при письме.

III этап. Заключительный

Работа на данном этапе проводится в конце обучения, 8 -12 занятий.

Цели и задачи

  1. Закрепление полученных навыков.
  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

На данном этапе учителю можно использовать уже известные и отработанные приемы предыдущей работы, включать изографы, тексты с дифферинцируемыми буквами и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

дополнительные приёмы для работы по профилактике дисграфии (дошкольники и 1 класс)

Многолетний опыт показывает ,что дети страдающие от логопедических проблем(нарушения звукопроизношения) в дошкольном возрасте с трудом осваивают процесс чтения и письма.Что можно предложить необычного...

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...

Консультация для родителей «Работа по профилактике дисграфии и дислексии»

Нарушения чтения и письма- дислексия и дисграфия-у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствии влияния отр...