АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по логопедии

В статье рассмотрены актуальные вопросы логопедической помощи в начальной школе. Конкретизированы направления работы педагога по организации диагностического обследования, а также специфике коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии.

Ключевые слова: логопед, младший школьник, актуальные вопросы, нарушения речи, диагностика, дислексия, дисграфия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_logopedicheskoy_pomoshchi.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Значимость изучения направлений работы логопеда в начальной школе в настоящее время стала особенно выраженной, в связи с задачей  обеспечения качества образовательного процесса и оказания своевременной логопедической помощи младшим школьникам.

При поступлении ребенка в начальную школу выделяют критерии готовности, которые обуславливают качество освоения образовательной программы и влияют на своевременность становления психологических новообразований в учебной деятельности. К таким видам готовности относят: социальную, речевую, психологическую и т.д. Как показывают исследования последних лет, количество первоклассников с речевыми нарушениями различной степени тяжести значительно возросло. Следовательно, при поступлении в школу показатели их речевой готовности не соответствуют нормам возрастного развития. Такие «исходные данные» создают трудности в овладении письмом, чтением, дальнейшими трудностями в освоении гуманитарных предметов [1,c.283]. Помимо влияния на качество предметных компетенций, возникают психологические комплексы, вследствие низкой самооценки детей с нарушением речи, их нежелания отвечать у доски и т.д. У таких детей зачастую снижается мотивация к обучению, а следом- успеваемость.

Поэтому возникает необходимость определить очертить круг значимых вопросов, касающихся обеспечения своевременной коррекционной помощи обучающимся начальной школы.Цель статьи: конкретизировать актуальные вопросы логопедической помощи с младшими школьниками, определяющими приоритетные направления деятельности логопеда.

Актуальным вопросом развития речи и коррекции затруднений является своевременная диагностика- обследование логопедом особенностей речевого развития и специфики речевых нарушений. Для этого в настоящее время рекомендуется использовать «Логопедическую карту школьника», разработанную И.А. Смирновой [3,c.178]. Данное обследование включает анализ данных анамнеза, общую характеристику речи, оценку состояния дыхания, фонации, артикуляционной моторики, фонематической системы и лексической стороны речи. Особое внимание важно уделить первоклассникам, следуя принципу: «чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем выше результат устранения речевых недостатков»[1,c.284].

После обследования, которое рекомендуется проводить индивидуально, следует коррекционная работа. В этом направлении основныецели связаны с преодолением нарушений письменной и устной речи, а также процесса чтения. Говоря о письменной речи, в задачи логопеда входит грамотная идентификация дисграфических ошибок, а также формирование научно-обоснованного заключения о форме дисграфии.  При этом на разных этапах начальной школы коррекционная работа будет строиться на основе общей классификации нарушения письма (по С.Ф. Иваненко) (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Нарушения письма [2, c.9]

Что касается коррекции нарушений процесса чтения, то логопедом должна быть использована методика комплексного обследования чтения, результаты которой далее сопоставляются со спецификой устной речи и письма младших школьников. Логопеды работают с проявлением дислексии, под которой понимают «частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформировавшимися высшими психическими функциями»[3,c.144]. Задача логопеда, при помощи учителя четко определить «нарушения операций чтения» и классифицировать вид дислексии: фонематическая, аграмматическая, семантическая и т.д. В рамках диагностической работы используются разные задания для детей (в зависимости от уровня владения навыком чтения), а к 3-4 классу используют специально разработанные тексты, которые позволяют вынести суждение о сформированности всех компонентов навыка чтения (способа, скорости, правильности, осознанности и т.д.). Коррекция нарушений реализуется путем совместной работы педагога и логопеда, прицельного развития недостаточных компонентов.

Таким образом, к наиболее актуальным вопросам логопедической помощи в начальной школе ученые относят оптимизацию процессов диагностики речевых нарушений, а также своевременную, индивидуально реализуемую коррекцию проявлений дисграфии и дислексии младших школьников.

Литература:

1.Ефремова О. Г. Насущные вопросы логопедической помощи в начальной школе // Вестник ТГГПУ. 2014. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasuschnye-voprosy-logopedicheskoy-pomoschi-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 07.06.2022).

2.Поварова, И. А.  Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учебное пособие для вузов / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 139 с. 

3.Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вопросы фонетики в курсе начальной школы"

Есть блоки в курсе начальной школы, которые требуют дополнительных разЪяснений для родителей. Вопросы фонетики один из таких.Родители усвоили теорию, так же оценили несомненную важность этих знаний,...

Наиболее актуальные задачи воспитательной работы в начальной школе в соответствии с ФГОС 2-гопоколения

В воспитании все главное: и урок, иразвитие разносторонних интересов вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе....

Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования

Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования...

Статья. Важность и актуальность темы "Безударные гласные" в начальной школе.

В статье говорится об особой важности и актуальности  темы изучения орфограммы  "безударные гласные".  Доказывается, насколько важна пропедевтика этой орфограммы уже в 1 класс...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...

Актуальность изучения основ нейропсихологии в начальной школе.

Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к более высоким требованиям в школьном образовании, повышается уровень тревожности, и как следствие снижение памяти, внимания и уро...

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...