Развитие психомоторных функций в онтогенезе
статья по логопедии

Иконникова Ольга Сергеевна

Статья по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие психомоторных функций в онтогенезе.

Составитель: Иконникова Ольга Сергеевна, учитель.

Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий . 

Рассмотрим содержание работы по развитию двигательных функций в онтогенезе с точки зрения разных авторов.

Р.Я. Абрамович-Лехтман  описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа: 1) в 4-7 месяцев - формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных; 2) в 7-12 месяцев -этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами; 3) в 12-18 месяцев - этап появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.

Развитие движений руки в онтогенезе. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Изучением развития двигательной функции руки занимались Р.Я. Абрамович-Лехтман, М.Ю. Кистяковская , Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова , И.М. Сеченов.

В ходе развития движений руки ребенка первого полугодия жизни М.Ю. Кистяковская  выделяет четыре последовательных периода, в течение которых формируются целенаправленные движения руки к видимому предмету, его захватывание и удержание: 1) в 3-4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук, изолированные движения рук отсутствуют; 2) в 1-3 месяца появляются первые дифференцированные движения рук: дети приближают руки ко рту, сосут кулачки, фиксируют руки взором, угасает хватательный рефлекс; 3) в 3-4,5 месяца усиливается регулирующая роль тактильного и зрительного анализаторов. В результате совпадения зрительных, тактильных и кинестетических раздражителей происходит образование соответствующих связей, после чего зрительные раздражители чаще начинают вызывать движение руки по направлению к объекту, и появляются согласованные, ощупывающие движения рук; 4) после 5-6 месяцев преобладающее значение в развитии движения руки приобретает зрительный анализатор и происходит дифференцирование движений одной руки и другой руки (ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую).

В.М. Бехтерев  писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Первая двигательная функция руки - охватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони - так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т.д.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В научно-теоретической литературе выделены и охарактеризованы основные этапы формирования движений у детей.

В 0-1,5 мес. в функциональном отношении преобладает безусловно-рефлекторная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.

В период 3-4,5 мес. включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их. Все эти действия свидетельствуют том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.

В 5-5,5 мес. появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки.

В возрасте 5,5-6,5 мес. созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет.

В 7,5-8,5 мес. кинестетический (афферентный) и кинетический (эфферентный) праксис и, соответственно, теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.

В период 8,5-9,5 мес. к двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются непредметные действия, а именно хлопки в ладоши.

В возрасте 9,5-11 мес. продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»);

В 11-12 мес. иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение. Ребенок настойчив в попытках встать, и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.

В 1-1,5 года совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга, а соответственно корпоральный и другие виды праксиса. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений, а следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.

В 1,5-2 года движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а следовательно, выработкой ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами коры. Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Это свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стриальной системы мозга.

Возраст 2-3 лет характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Ребенок может строить башенку из 4 кубиков, переливать жидкость из одного сосуда в другой.

В 3 года вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды, может вставать на цыпочки, поднимается по лестнице сам приставным шагом. В этом возрасте ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда. Появляется возможность раскатывать пластилин, делая неровную «колбаску», резать бумагу ножницами.

Наконец, в дошкольном возрасте расширяется репертуар основных движений – лазание, метание предметов на точность, ловят предметы, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением, на одной ноге, стояние на одной ноге без рук. Значительно развивается ручная моторика, навыки самообслуживания. В графической деятельности воспроизводят все основные формы, вырезают по контуру.

Список литературы

1. Абрамович-Лехтманн Н.Я., Ф.И. Фрадкина Этапы развития игры и действие с предметами в раннем детстве.  Медгиз, 1979 г - с.40-51

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. - 182с.

3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965

4. . Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.,1981

5. Кистяковская М. Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. биолог, наук. М., 1946.

6. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-560 с.

7. Фигурин Н.Л. и Денисова М.П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года. Сб. "Вопросы генетической рефлексологии". - М., 1969 – 220                  - 231с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"

Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов...

Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".

На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...

Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести ...

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ....