Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии

Дорджи-Горяева Наталья Романовна

Артикуляционная гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика58.79 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:

  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

Первый комплекс
(для свистящих звуков С, З, Ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

  • Загнать мяч в ворота
  • Наказать непослушный язык
  • Сделать язык широким
  • Горка
  • Почистим зубы

  • Ветерок (нижний)

Второй комплекс
(для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

  • Наказать непослушный язык
  • Сделать язык широким
  • Приклей конфетку
  • Грибок
  • Вкусное варенье
  • Гармошка
  • Фокус

Третий комплекс
(для сонорных звуков Л, Л’)

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается за верхние зубы и  упирается за ними       (при Л’  - язык упирается в альвеолы); боковые края языка подняты к верхним коренным зубам; губы в широкой улыбке; воздушная струя выходит по бокам языка. Выработке необходимых движений языка  способствуют следующие упражнения.

  • Наказать непослушный язык
  • Сделать язык широким
  • Приклей конфетку
  • Грибок
  • Лошадка

Четвертый комплекс
(для сонорных звуков Р, Р’)

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения языка:

Язык при произнесении звука поднимается за верхние зубы, напрягается и вибрирует; воздушная струя выходит по середине языка; губы в улыбке; рот приоткрыт.

При напряжении строго следить, чтобы не напрягалось горло! Работает только язык!

  • Наказать непослушный язык
  • Барабан
  • Ветерок (верхний)
  • Грибок
  • Пощекочем бугорки (индюк)

КОМПЛЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА

 http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image1.jpg

ШАРИКОВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {Р}

Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.  

http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image2.jpg

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {Л}

В качестве базового используют мягкий Л. Ребенка просят несколько раз произнести слог ЛЯ. Затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык и попросить ребенка несколько раз произнести сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулировать движения зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.

 http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image3.jpg

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {С} 

Ребенок многократно произносит слог ТА, логопед вводит зонд между альвеолами (а также передней частью спинки) языка и слегка нажимают им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая воздушная струя производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

 

http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image4.jpg

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ {Ш}, {Щ}, {Ч}

1. Постановка {Ш} 

 Ребенок произносит несколько раз слог СА, Логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормального звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться После нескольких тренировок в произнесении слога ША с помощью зонда, логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка.

 2. Постановка {Щ} 

Ребенок несколько раз произносит слог СИ (или СЯ) с протяжным согласным элементом Логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад.

3. Постановка {Ч}

Ребенок произносит несколько раз слоги ТИ, АТЬ с усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед зондом отодвигает назад кончик языка.

 http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image5.jpg

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ {К}, {X}

Ребенок произносит слог ТА. Логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения зонда вглубь слышится сначала слог ТЯ, потом КЯ, а вслед за ним КА Аналогично ставится Х слышится СЯ, ХА. ХЯ (от базового слога СА).

 

http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image6.jpg

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {С} ПРИ БОКОВОМ И НОСОВОМ СИГМАТИЗМЕ

Используется для получения желобка на языке. 

 

http://www.reflektion.chat.ru/images/tools/Image7.jpg

ДЛЯ УСТАНОВКИ КОНЧИКА ЯЗЫКА ПРИ НАДАВЛИВАНИИ ЯЗЫКА НА ЗУБЫ ИЛИ ПРОСОВЫВАНИИ ЕГО МЕЖДУ ЗУБАМИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКОВ (С) И {3}.

Зонд закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает конец его длиной около 5 мм и препятствует языку подниматься к верхушке резцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...