Внеурочный курс "Логоритмика 1-4 класс"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Ионец Ольга Викторовна

Актуальность программы

     Программа определяется тем, что регулярные занятия  логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида  речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению  со сверстниками.

    В основе своей программы использую методические пособия, которое содержит занятия, составленные с опорой на лексические темы.  Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных,  слуховых, речевых. Содержание занятий изменяется по мере  поэтапного усложнения речевого материала. Отличительной особенностью, является игровая форма подачи  учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования,  что превращает занятия в весёлую обучающую игру.

Логоритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова и движения.
Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом  и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

         Первое предусматривает развитие неречевых процессов (совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация всех видов внимания и памяти).

         Второе направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений (эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха).

Логоритмикаполезна и рекомендована школьникам 1-4 классов с различными речевыми нарушениями.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются школьникам в сочетании с какой-либо коррекцией звука, словосочетания, развития речи.Логоритмикаполезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим  проблемы становления речевой функции, нарушения звукопроизношения, заикание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_1-4_klass._staryy_format_1.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

 «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра»

Рассмотрено:

Рук. МО

МБОУ СОШ «Новая Эра»

  _____/ Е.И.Лузгина

Протокол №____

От «__» августа 2022г.

 Согласовано:

 Зам. директора по УВР  

 МБОУ СОШ «Новая Эра»

  _____/ Е.М. Пашкевич

Протокол №____

«___» августа 2022г.

          Утверждаю:

        Директор

       МБОУ СОШ «Новая Эра»

         _____/ Н.С.Болдуева

         Приказ №__________

        «___» _________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ионец Ольги Викторовны

курса внеурочной деятельности «Логоритмика».

Классы: 1-4

Составлена на основе серий логопедических технологий Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В.Логоритмика / под редакцией Л.И. Беляковой.

2022-2023

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности «Логоритмика» разработана на основе серий логопедических технологий Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика / под редакцией Л.И. Беляковой 2017.М. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

  Программа рассчитана для учащихся младшего школьного возраста из расчета 1 час в неделю для 1,2 класса, 35 часов в год.

Материал в рабочей программе соответствует ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи).

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Развитие музыкальных и сенсорных способностей у младших школьников.

Процесс реализации этой цели позволяет решить самые разнообразные задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

6. Укреплять костно - мышечный аппарат.

7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

9. Развивать коммуникативные способности.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в

том числе в информационной деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 Метапредметные результаты:

     Коммуникативные УУД:

- соответствие всех компонентов устной речи (лексического строя, грамматики,фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) младших школьников возрастной норме или значительное улучшение всех компонентов устной речи;

- умение вступать в диалог и задавать вопросы в соответствии с содержанием

логоритмических занятий;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка на лингвистическом материале логоритмических занятий.

     Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу логоритмического упражнения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме ритма музыкального произведения, собственной звучащей речи на русском языке.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (быть дирижером или участником игры, солировать);

     Познавательные УУД

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (на основе фонетических упражнений на дифференциацию фонем);

- осуществлять синтез как составление целого из частей (трансформация музыкально-речевого текста);

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно до-

страивая и восполняя недостающие компоненты музыкально-ритмического и речевого текстов;

Предметные результаты:

-Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией

движений рук в ускоренном и замедленном темпе,

- отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;

- бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

-прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;

- перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;

- действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма,

автоматизируя движения;

-распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с

различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на

один слог;

- Находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и

строением музыкальных произведений ;

- различать в музыке и передавать движением рук акценты, ритмический рисунок;

менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой

музыки,

- артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;

-следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении  песен;

-  работать с предметами в определённом ритме,

- воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах

Формы контроля результатов: фестиваль дополнительного образования и внеурочной деятельности, чтение текстовок

  1. Содержание курса, виды и формы организации деятельности

1-2 класс

Раздел

Содержание курса

Виды деятельности

Формы организации

1.

Диагностика.

Постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Вводное занятие.

Упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.

Говорение, игра, артикуляционная гимнастика, упражнения, прослушивание

Формы:

Вне школы: посещение театра, кинотеатра

На уровне школы: коллективные посещения, фестивали, конкурсы, викторины, акции.

На индивидуальном уровне: участие в традиционном фестивале внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Игровая деятельность:

Вне школы: квесты

На уровне школы: речевые игры, квесты, На индивидуальном уровне: участие в дистанционных конкурсах.

Школьные медиа:

-участие в конкурсах рассказов, сказок;

-сотрудничество сшкольной телестудией;

- участие в  мастер-классах.

2.

Подготовительный

Формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционная гимнастика. Подготовительные упражнения для постановки   свистящих, шипящих звуков.

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

3.

 Постановка звука

Постановка звука (изолировано).

 Постановка звука-[ш,с] по подражанию.

Постановка звука-[ш,с] механическим способом.

Постановка звука-[ш,с] с использованием вспомогательных слогов.

Постановка межзубного звука-[ш,с].

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[ш,с]. Постановка звука-[Ж,З] по подражанию;

Постановка звука-[Ж,З] механическим способом;

Постановка звука -[Ж,З].с использованием вспомогательных слогов;

Отработка правильной артикуляции звука -[Ж,З].

Закрепление правильной артикуляции звука -[Ж,З].

4.

Закрепление звука в речи. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях.

5.

Различие и четкое произношение звуков, схожие по звучанию.

Дифференциация звуков в стихах, текстах, поговорках.

8.

Мастер-класс.

Открытое занятие

3-4 класс

Раздел

Содержание курса

Виды деятельности

Формы организации

1.

Диагностика.

Постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Вводное занятие.

Упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.

Говорение, игра, артикуляционная гимнастика, упражнения, прослушивание

Формы:

Вне школы: посещение театра, кинотеатра

На уровне школы: коллективные посещения, фестивали, конкурсы, викторины, акции.

На индивидуальном уровне: участие в традиционном фестивале внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Игровая деятельность:

Вне школы: квесты

На уровне школы: речевые игры, квесты, На индивидуальном уровне: участие в дистанционных конкурсах.

Школьные медиа:

-участие в конкурсах рассказов, сказок;

-сотрудничество сшкольной телестудией;

- участие в  мастер-классах.

2.

Подготовительный

Формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционная гимнастика. Подготовительные упражнения для постановки   свистящих, шипящих звуков.

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

3.

 Постановка звука

Постановка звука (изолировано).

Постановка звука-[л] по подражанию.

Постановка звука-[л] механическим способом.

Постановка звука-[л] с использованием вспомогательных слогов.

Постановка межзубного звука-[л].

Произнесение звука-[л].

Автоматизация звука -[л] в слогах.

Автоматизация звука -[л] в словах.

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[л]. Постановка звука-[р] по подражанию;

Постановка звука-[р] механическим способом;

Постановка звука -[р].с использованием вспомогательных слогов;

Отработка правильной артикуляции звука -[р].

Закрепление правильной артикуляции звука -[р].

Постановка звука Рь:

Выработка вибраций языка.

Выработка фрикативного-Рь.

Произнесение звука-Рь в звукосочетании-Трь.

Произнесение звука-Рь в звукосочетании-Дрь.

Автоматизация звука Рь в слогах.

Автоматизация звука Рь в словах.

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[рь].

4.

Закрепление звука в речи. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях.

5.

Различие и четкое произношение звуков, схожие по звучанию.

Дифференциация звуков в стихах, текстах, поговорках.

8.

Мастер-класс.

Открытое занятие

III. Тематическое планирование

1-2  класс

 тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой.

1

3

Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.

1

4

Артикуляционная гимнастика.

1

5-6

Подготовительные упражнения для постановки   свистящих, шипящих звуков.

2

7-8

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

2

9-10

Постановка звука-[ш,с] по подражанию

Постановка звука-[ш,с] механическим способом

Постановка звука-[ш,с] с использованием вспомогательных слогов

Постановка межзубного звука-[ш,с]

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[ш,с].

2

11-12

Автоматизация звука Ш-С в слогах

2

13-14

Автоматизация звука Ш-С в словах

2

15-16

Автоматизация звука Ш,С в словосочетаниях,  предложениях.

2

17-18

Постановка звука-[Ж,З] по подражанию;

Постановка звука-[Ж,З] механическим способом;

Постановка звука -[Ж,З].с использованием вспомогательных слогов;

Отработка правильной артикуляции звука -[Ж,З].

Закрепление правильной артикуляции звука -[Ж,З].

2

19-20

Автоматизация звука -[Ж,З] в слогах

2

21-22

Автоматизация звука -[Ж,З] в словах

2

23-24

Автоматизация звука -[Ж,З] в  предложениях

2

25-26

Дифференциация -[Ж,З] в слогах

2

27-28

Дифференциация -[Ж,З] в словах

2

29

Дифференциация -[Ж,З]  в предложениях

1

30

Дифференциация -[Ж,З] в текстах

1

31

Дифференциация -[Ж,З].в текстах

1

32

Дифференциация -[Ж,З].в стихах.

1

33

Дифференциация -[Ж,З].в поговорках.

1

3-4 класс

 тема

Количество часов

1

Обследование речи обучающихся

Исследование состояние слухового внимание детей, восприятие и воспроизведения ритма, умение ориентироваться в пространстве, общей, мелкой и речевой моторики.

1

2

Выявление индивидуальных речевых нарушений. Составление логопедических характеристик на обучающихся на начало учебного года

1

3

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

1

4

Постановка звука-[Л] по подражанию

Постановка звука-[Л] механическим способом

Постановка звука-[Л] с использованием вспомогательных слогов

Постановка межзубного звука-[Л]

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[Л].

1

5

Автоматизация звука Л в слогах

1

6

Автоматизация звука Л в словах

1

7

Автоматизация звука Л в  предложениях

1

8

Постановка звука-[Ль] по подражанию;

Постановка звука-[Ль] механическим способом;

Постановка звука-[Ль] с использованием вспомогательных слогов;

Отработка правильной артикуляции звука -[Ль].

Закрепление правильной артикуляции звука Ль

1

9

Автоматизация звука Ль в слогах

1

10

Автоматизация звука Ль в словах

1

11

Автоматизация звука Ль в  предложениях

1

12

Дифференциация Л-Ль в слогах

1

13

Дифференциация Л-Ль в словах

1

14

Дифференциация Л-Ль в предложениях

1

15

Дифференциация Л-Ль в текстах

1

16

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Р:

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

Упражнение для выработки напора воздуха.

1

17

Постановка звука Р:

Выработка вибраций языка.

Выработка фрикативного-Р.

Произнесение звука-Р в твёрдом звукосочетании-Тррр.

Произнесение звука-Р в твёрдом звукосочетании-Дррр.

Отработка правильной артикуляции произнесения звука-Р.

1

18

Автоматизация звука Р в слогах

1

19

Автоматизация звука Р в словах

1

20

Автоматизация звука Р в  предложениях

1

21

Постановка звука Рь:

Выработка вибраций языка.

Выработка фрикативного-Рь.

Произнесение звука-Рь в звукосочетании-Трь.

Произнесение звука-Рь в звукосочетании-Дрь.

Отработка правильной артикуляции произнесения звука-Рь.

1

22

Автоматизация звука Рь в слогах

1

23

Автоматизация звука Рь в словах

1

24

Автоматизация звука Рь в предложениях

1

25

Дифференциация Р-Рь в слогах

1

26

Дифференциация Р-Рь в словах

1

27

Дифференциация Р-Рь в предложениях

1

28

Дифференциация Р-Рь в текстах

1

29

Дифференциация Р-Л в слогах

1

30

Дифференциация Р-Л в словах

1

31

Дифференциация Р-Л в предложениях

1

32

Дифференциация Р-Л в текстах

1

33

Дифференциация Рь-Ль  в слогах

1

Литература

Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

УзороваО.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

Чистякова М.И.Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;

Щетинин М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...