Использование Дальтон-плана на школьном логопункте.
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс)

Завьялова Ирина Антоновна

В логопедической работе на школьном логопункте  применяю инновационные психолого-педагогические технологии.Одна из них – технология Дальтон-плана. Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. Используя индивидуальный график работы ученики не только усваивают новые знания, овладевают новыми способами добывания знаний, учатся самооцениванию, но и преодолевают трудности, учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,

Работа по Дальтон плану стимулирует познавательную мотивацию учащихся на логопедических занятиях.

Ключевые слова:деятельный подход, целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, индивидуальный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dalton-plan111.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ПЛАНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

Завьялова Ирина Антоновна,

МБОУ СШ №35,

учитель-логопед

Аннотация. В логопедической работе на школьном логопункте  применяю инновационные психолого-педагогические технологии.Одна из них – технология Дальтон-плана. Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. Используя индивидуальный график работы ученики не только усваивают новые знания, овладевают новыми способами добывания знаний, учатся самооцениванию, но и преодолевают трудности, учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,

Работа по Дальтон плану стимулирует познавательную мотивацию учащихся на логопедических занятиях.

Ключевые слова:деятельный подход, целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, индивидуальный план.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Целью образования становится личностное,социальное,познавательное и коммуникативное развитие учащихся.Учителя-логопеды школьных логопунктовориентируются на следующие показатели деятельного подхода стандартов второго поколения:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Регулятивные УУДобеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности и включают:

  • целеполагание – планирование – прогнозирование - контроль в форме сличения способа действия и его результата – коррекция - оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Из истории.

В 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница Елена Паркхерст. Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название Дальтон-план, так как впервые был применён в школах г. Дальтон (штат Массачусетс). Другие названия Дальтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.[5]

Основные принципы Дальтон-плана:

- свобода;

- самостоятельность;

- сотрудничество.

Основная идея:работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Функции учителя:

- мотивационная;

- поддерживающая;

- коррекционная;

- инструктивная;

- контролирующая;

- консультационная;

- рефлексивного анализа;

- психологической поддержки.

Технология работы Дальтон –плана позволяет осуществлять деятельный подход в коррекционно-развивающей работе в сопровождении детей с нарушениями речи.Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования.По данной технологии каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы,заключая с логопедом контракт на определенный срок(например, на неделю, месяц).Учитель-логопед вместе с каждым учеником отслеживает его продвижение по индивидуальному плану.

У каждого ученика имеется индивидуальный график-таблица,в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определенный срок.Ученики напротив каждого задания сами проставляют приблизительное время,за которое рассчитывают с ними справиться. Третья колонка такого графика предназначена для отметки о выполнении задания и реально затраченном времени.Среди заданий,помимо логопедических упражнений, предложенных логопедом в соответствие с проблемами, имеющимися у ребенка, содержатся задания, направленные на развитие обще-учебных навыков. Перед составлением плана ученик вместе с логопедом в процессе индивидуальной беседы анализирует собственные проблемы. Логопед предлагает вариант работы по преодолению трудностей,а школьник самостоятельно распределяет эту работу во времени.

На каждом занятии логопед выделяет время для работы по Дальтон-плану, снабжает учащихся материалами(карточки с заданиями,тексты и пр.).

По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном времени.

Положительные стороны:

- индивидуализация процесса обучения;

- развитие способностей выбора;

- активный способ обучения;

- стимулирование индивидуальных талантов и способностей;

- развитие умения самооценки, сотрудничества;

- адресная коррекция;

- развитие личностных качеств: ответственность, сила воли, усердие, инициативность.

Отрицательные стороны:

-большая подготовительная работа;

- трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;

- кропотливая работа с родителями.

Ученики, выполняющие задания по Дальтон - плану в течение учебного года, овладевают начальными навыками самостоятельно добывать знания, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных задач, учатся анализировать и регулировать собственную учебную деятельность. Умение учиться, заинтересованность учащихся в выполнении Дальтон-плана повышает качество коррекционной работы.

Приложение 1

Индивидуальный график учащегося на месяц. Дальтон-план.

Ученик_________________Класс_____________________Месяц____________

Задание

Необходимые материалы

Планируемое время выполнения,

дата

Отметка о выполнении, дата

Примечание

Морфологический разбор слов

Карточки

Выполни словообразование по образцу

Карточки со словами

Отгадай ребусы

Ребусы

Выполни словоизменение по образцу

Карточки со словами

Подбери слова для кроссворда

Кроссворд

Вставь в слова пропущенные окончания в предложениях.

Перфокарты

Выполни звукобуквенный, слоговой анализ слов

Карточки со словами

Учитель логопед________________

Приложение 2

Индивидуальный график учащегося на месяц. Работа по Дальтон-плану.

Ученик___________________ Класс_______ месяц______________

Задание

Необходимые материалы

Планируемое выполнения, дата

Отметка о выполнении, дата

Примечания

Артикуляционная гимнастика

Зеркало

Пальчиковая гимнастика

Дыхательные упражнения

Карточки,шары,ватныйшарик

Закрепление звука в слогах, словах

Домашняя тетрадь для

закрепления произношения

Закрепление звука в чистоговорках, предложениях

Карточки,картинки

Чтение слогов, слов

Таблицы

Звуковой анализ слогов, слов

Кружочки, схемы слогов, слов

Узнаем новое по заданным темам

Упражнения в словообразовании

Карточки

Подбор родственных слов

Карточки

Графические упражнения

Приложение 3

Индивидуальный график учащегося на неделю. Работа по Дальтон-плану.

Ученик___________________ Класс_______ месяц______________

Задание

Необходимые материалы

Планируемое время выполнения.Дата

Отметка о выполнении.Дата

Примечания

Найди кончиком языка верхнююгубу,зубы,альвеолы

зеркало

Образуй щель между широким кончиком языка и верхней губой

зеркало

Выдыхай через щель воздух.Почувствуй напряжение кончика языка

зеркало

Образуй щель междукончиком языка и верхними альвеолами.

Выдыхай воздух через эту щель. Посторайся<< жужжать>>так, как жужжит назойливая муха.Запомни это положение и этот звук.

Произнеси спокойно звук [а], перейди на жужжание.Произноси слоги

Ар.эр.ыр.ар.эр.ыр.Ра.рэ.ры…

Произноси цепочку слогов,заменяя[р]<<жужжанием>>

Ра-ра-ра,рэ-рэ-рэ,ры-ры-ры

Произноси звук в словах

Карточки.(шар,пар,хор,мир.Парта, марка, горка)

Список литературы:

1.Степанова М.А. Психолог в школе М.:ТЦ<<Сфера>>,2005.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов СПб. Питер,2003.

3.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М.,1997

4.Меттус Е.В., Литвина А.В., ТуртаО.С.и др. Логопедические занятия со школьниками. СПб.Каро,2006.

5.М.А.Савченко Формирование произношения звука[р].Журнал Дефектология № 1,1987г.

6.Vuzlit.ru[электронный ресурс]:[офиц.сайт]/ Идея школы Дальтон-плана.-

Режим доступа:http:vuzlit.ru/cвободный доступ(дата обращения: 11.05.2018).-Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для диагностики психических процессов для использования на школьном логопункте

Материал содержит оптимальные тесты для изучения уровня внимания, памяти, мышления у младших школьников, посещающих занятия на школьном логопункте...

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Развивающие занятия для учащихся, зачисленных на школьный логопункт

В материале содержатся конспекты развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, зачисленных на школьный логопункт. Занятия проводятся совместно с учителем-логопедом....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

Использование в процессе коррекционного обучения информационно–коммуникативных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникати...