Конспект логопедического занятия по теме "Грибы"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Грибы

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением грибов.

– Я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – сядет.

- В лесу осеннем в сентябре                       

В скучный день дождливый,                 

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.                             

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.   

- Вот красивые грибы!  

Сколько шляпок разных

Среди высохшей листвы –  

Желтых, синих, красных!

- Повезло так повезло  

Грибов полное ведро!                               

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень! 

 

– Ну, а это, на полянке

Ядовитые…

- Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? 

- Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет. 

II. Основная часть.

2. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами снова оказались в осеннем лесу и потерялись, испугались (эмоциональное изображение), стали кричать: АУ! АУ! АУ!

Сначала кричали тихо,

Потом погромче,

Потом еще громче.

Устали кричать, тихонечко позвали.

К нам вышел лесник и отвел нас домой!

Молодцы!

3. Игра «Корзинка с грибами» (зашумлённая картинка)

– Давайте теперь найдём грибы, которые вы собрали.

Октябрь принес нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                          

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                     

Этот пальчик гриб нашел,                     

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Дидактическая игра «Где сидит гусеница?»

На магнитную доску логопед закрепляет изображение гриба с гусеницей и задает вопросы:

– Где сидит гусеница?

– Куда спряталась гусеница?

6. Рассматривание строения гриба. Сравнивание грибов по внешнему виду. Презентация.

- Вы знаете из каких частей состоит гриб?

- Где еще мы используем понятие «шляпка»?

 - А слово «ножка»?

- Посмотрите, все ли грибы одинаковые?

Чем они отличаются?

- Какие вы внимательные!

А еще грибы растут в разных местах. Давайте познакомимся с грибами поближе:

Посмотрите вот красные грибы: подосиновик, мухомор, сыроежка.

Давайте опишем их:

- У подосиновика шляпка какая?

- ножка?

У сыроежки – шляпка какая?

- А ножка?

- У мухомора – шляпа какая?

- А ножка?

- А вот другие грибы, опишем их:

  • маленькие тонкие светло-коричневые ножки, шляпки светло-коричневые, растут на пеньках – это?

- Название грибам дали от места их произрастания: растут на пеньках (пнях).

  • большой ножка толстая серая в крапинку, шляпка коричневая.
  • высокий, большой, шляпа коричневая, ножка белая в крапинку –

7. Игра «Отгадай почему так назвали гриб»

Вы заметили, что все грибы называются по-особенному? Я сейчас буду называть гриб, а вы подумайте, где он растет или из каких 2 слов состоит название и догадаетесь, почему так гриб

Под осиной растет –

Под березой растет –

На пеньках или около пеньков растут –

Растет в бору –

А вот загадка посложнее:

Морит Мух –

Едят сырой –

Рыжий как лиса. –

8. Развитие мимических мышц: упражнение «Съедобное – несъедобное»:

Если гриб съедобный – вы перекатываете воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимаете рот. 

Сыроежка, (съедобный)

Мухомор, (не съедобный)

Опята, (съедобный)

Поганка. (не съедобный)

9. Составление описательных рассказов о грибах. (схема)

Что это?

Где растет?

Под каким деревом?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

10. Игра с мячом «Один – много»  

– Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить если их много.

Гриб – грибы               

поганка – поганки

Масленок – маслята   

сыроежка – сыроежки

Мухомор – мухоморы  

лисичка – лисички

опенок – опята

11. Упражнение «Сложи гриб» (из палочек)  

– Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок. Сложите грибок.

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С чем познакомились?

- Что узнали нового?

Игра «По грибы»

(Предлагается детям найти на сюжетной картинке грибы).

Однажды пошли дети в лес за грибами. В лесу высокие деревья, под деревьями кусты растут, вокруг кустов трава зеленеет. Ходили-ходили дети вокруг деревьев, но ни одного гриба так и не нашли.

- Дети, посмотрите под сосну.

- Посмотрите под елку.

- Загляните в канавку.

- Посмотрите на тропинке.

- Посмотрите около березы.

- Посмотрите на пеньке.

- За пеньком.

Отгадывают загадки. Соотносят отгадку с картинкой. Обобщают и сравнивают предметы, находят нужный предмет, объясняют свой выбор.

 

подосиновик

сыроежки

опята

поганки

Подберезовик

Мухомор

Выполняют фонопедическое упражнение в заданном диапазоне.

Находят грибы на зашумленной картинке.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

«Шагают» пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Отвечают на вопросы используя предлоги.

Гусеница на грибе.

Гусеница под грибом.

Гусеница около гриба.

Просмотр презентации. Ответы на вопросы.

Сверху у гриба шляпка, под шляпкой – ножка.

Женская шляпка, шляпка у гвоздя.

У стола есть ножки, у стула, у ребенка, у куклы.

Нет. Все они отличаются.

Цветом, размером, ножкой, у некоторых юбочка.

Просмотр презентации.

Ответы на вопросы.

Красная

Серая в черточку черную.

Красная

Белая

Красная в белый горошек

Ножка белая, на ней юбочка.

Опята

Боровик (белый)

Подберезовик

ПОДОСИНОВИК

ПОДБЕРЕЗОВИК

ОПЯТА

БОРОВИК

МУХОМОР

СЫРОЕЖКА

ЛИСИЧКА

Выполняют упражнение.

Если гриб съедобный –перекатывают воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимают рот.

перекатывают воздух из одной щеки в другую

сжимают рот

перекатывают воздух из одной щеки в другую

сжимают рот

Составляют рассказ по схеме.

Образовывают множественное число существительных

Складывают гриб из счётных палочек – по образцу.

Отвечают на вопросы.

Выполняют инструкцию педагога. Находят на сюжетной картинке грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....