Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Словообразование и правописание.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект индивидуального занятия  по рпзвитию речи для ученика 3 класса (программа 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lrz-7.2.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия в 3 классе

(по программе  «Логопедические развивающие занятия»)

Тема: Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Словообразование и правописание.

Цель: Развитие словообразовательной функции речи при помощи суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательным значением, уточнение их правописания.

Задачи:

  1. Совершенствовать интонационную выразительность речи на материале стихотворного текста.
  2. Закреплять зрительно-моторную координацию при  прописывании букв М и Л.
  3. Развивать словообразовательные  функции речи при помощи ум.ласк суффиксов у существительных.
  4. Выделять общие и отличительные признаки у слов –существительных в процессе словообразовательного  разбора.
  5. Воспитывать бережное отношение  к животному миру (птицам) во время зимнего периода.

Оборудование и материалы:

Ход занятия:

1.Работа над интонационной выразительностью речи.

Прочитай текст от имени Д.Мороза, Снегурочки.

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой

Пусть со всей земли

К вам слетятся

Беседа о необходимости заботы за зимующими птицами. Что мы можем сделать для птиц, зимующих у нас в городе? Почему птицам зимой голодно?

-Сделать кормушки и подкармливать их (корм для птиц, пшено, хлебные крошки, кусочки сала  на веревочке подвесить к кормушке или на веточке дерева).

  1. Развитие зрительно-моторной координации.

 Прописывание элементов букв М и Л.

      Используется сначала прием прописывания всем телом образа буквы на стене,  далее на парте (по ширине стола), использование шершавой таблички с буквами, прописывание букв в тетради.

-Чем похожи прописные буквы, какие элементы одинаковые? Что одинакового в технике написания букв?

-Чем похожи строчные буквы, какие элементы похожи, сколько их? Есть ли отличительные признаки? Какие?

       3.   Игра «Волшебники»  -

Посмотри, мы попали в волшебную страну где живут два веселых  и волшебных гнома. Они любят все превращать в маленькие предметы. Давай и мы попоробуем это сделать. Прочитай слова:

Словарь, букварь, дом, том,  клубок, замок.

Какой частью речи являются слова? (существительные) Задай необходимый вопрос (кто? или что?)

Верно, это существительные. А теперь будем волшебничать.

(Ученик изменяет слова, добавляя суффиксы – ик, -ек, )

Словарь-словарик

Букварь-букварик

Дом-домик

Том-томик

Замок-замочек

Клубок-клубочек.

Как стали звучать слова, которые ты изменил ? (ласково)

  1. Разбор 3 слов по составу (на выбор педагога и ребенка).

Слова разбираются парами (исходное слово и слово, записанное с суффиксом)

Делается вывод о том, что произошло со вторым словом в паре. В нем появился уменьшительно –ласкательный суффикс –ик-   или  -ек-. Где находится суффикс в слове (после корня) и перед окончанием (если оно есть в слове) Суффикс входит в основу слова.

  1. Нейрозарядка «Кулачки-ладони-пятки»

Ученик выполняет движения на переключения действий   по плакату ( дорожка с нарисованными кулачками, ладонями и стопами). Сначала действия выполняются в медленном темпе, затем постепенно убыстряются.

  1. Подведение итогов занятия

Какой части речи мы изменяли слова? (существительные)

Какие суффиксы мы использовали на занятии? (-ик, -ек)

Какое значение эти суффиксы имеют? (уменьшительно-ласкательное, делают слова ласковыми).

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить со словообразованием имен существительных; повторить разборы слов, предложений; повторить изученные орфограммы.Технологии: проблемного диалога; использования и...

Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....

Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов _онок- и -ёнок-

Кнспект и презентация открытого урока русского языка в 3 классе....

Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР....

Логопедическое занятие "Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение связному высказыванию"

Конспект логопедического занятия для младших школьников с ОВЗ (, нарушение интеллекта, нарушения речи),  составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"

Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему....

Дидактические игры и упражнения по формированию суффиксального словообразования с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов .

Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста по формированию суффиксального словообразования....