Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.31 КБ |
Презентация к уроку | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прогимназия № 2
Открытый урок
русского языка
в 3 – в классе
по теме:
«Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
Подготовила и провела: Мерзлютина И. А.,
учитель начальных классов, ВКК
г. Воронеж
2012 год
Тема урока: Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 3 класс. Программа «Перспектива».
Цели: Актуализировать знания о суффиксе.
- Научить:
- определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;
- образовывать родственные слова с суффиксами _-ок, _-ик;
- образовывать с помощью суффиксов _-ёр, _-тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
- разбирать слова по составу;
- распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Планируемый результат:
- Познавательные умения:
- раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;
- определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.
- Регулятивные умения:
- распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
- Коммуникативные умения:
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
- Предметные умения:
- образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик, …
- образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
- разбирать слова по составу.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл! Хоровое чтение четверостишия. Слайд 1
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
Отдохнуть мы все успели.
Будем мы сейчас учиться,
Не годится нам лениться.
- Постановка учебной проблемы. Запись числа в тетради, вида работы
Наш урок русского языка сегодня называется «Урок - исследование». И сегодня на уроке мы будем исследователями частей слова. Мы повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.
Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.
- Чистописание Слайд 2
Итак, наше исследование начинается. И как всегда с минутки чистописания.
Игра «Доскажи словечко» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf
Отгадайте слова и букву, которую будем писать на минутке чистописания.
Какой звук вы услышали в начале слов отгадок?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Для обозначения какого ещё звука служит буква С?
Давайте красиво напишем буквосочетания с этой буквой. Но сначала определим порядок следования букв в строке.
Что вы заметили в данном задании? Заглавная и строчная «Сс» плюс гласные буквы алфавита по порядку.
Сса Ссе Ссё Сси ………….
Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки.
Какие буквосочетания у вас получились? Ссо Ссу Ссэ Ссю Сся
Запишите слова, услышанные в анимации.
сверчок светлячок слон
Ребята, выделите корень в словах.
Что заметили, когда выделяли корень? Слово слон имеет только корень, а остальные слова ещё и другую часть слова.
Кто знает, как называется эта часть? Суффикс
Что мы будем изучать на уроке? Мы будем изучать суффикс.
Правильно, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Слайд 3
Какие цели поставим перед собой? Слайд 4
Чему мы должны научиться по теме «Суффикс»? Ответы детей:
Узнать, что такое суффикс.
Определить его место (т.е., где стоит?).
Для чего служит (т.е. для чего нужен).
- Работа над темой урока
- Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? Слайд 5
Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках
- Корень – это главная часть предложения (-)
- Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
- Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
- Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
- Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.(-)
- Корень – это общая часть родственных слов (+)
Работа в парах (взаимопроверка).
- Словарная работа Слайд 6
Назовите орфограммы, которые есть в слове «суффикс».
(Учитель пишет слово на доске).
Запишите слово «суффикс» в тетрадь. Вспомните, какие виды работ можно выполнить со словом? Выполните то, что считаете для себя наиболее важным.
Какую работу выполнили? Для чего вы это делали? Ответы детей.
Вы очень много знаете. А сможете ли решить грамматическую задачу.
Распределите суффиксы на группы: -ёр, -ист, -чик, -щик, -тель, -чик, еньк
Почему не смогли распределить суффиксы? Ответы детей.
Что должны сделать в конце урока? Ответы детей.
- Новый материал.
Может быть, кто – из вас скажет, что такое суффикс? (Часть слова.)
Вы правы. Посмотрите на экран.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf – флеш-анимация – сказка «О корне и суффиксе».
Что можете сказать?
Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова) Слайд 7
снежок
зима
сугроб
зимний
зимушка
Ребята, прочитайте и исследуйте слова. Что вы можете о них сказать? Ответы детей
Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу. Разбор слов по составу.
Какую часть слова не обозначили? Суффикс
Доказали ли мы, что суффикс является частью слова? Как можно уточнить наше правило?
Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? Зимовье, зимовать.
Для чего же служит суффикс? Мы с помощью него образовали новые слова, значит, для образования новых слов он и служит.
Давайте попробуем сформулировать правило. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием и служит для образования новых слов.
- Чтение правила по учебнику
Давайте теперь познакомимся с тем, что нам рассказали про суффикс авторы нашего учебника. Откройте книги на с. 109. Найдите правило. Давайте прочтём его хором. (Читают хором.)
Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать? Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием.
- Физкульминутка
Если в слове есть суффикс, покажите это руками. Если суффикса нет, то присядьте:
Водитель, повар, сварщик, строитель, трус, ум, учитель, сказочник.
- Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
И наше исследование продолжается и наша дальнейшая задача – узнать, какую работу может выполнять суффикс. А для этого мы выполним упр. 191.Слайд 8
Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? Текст описание, т. к. можно задать вопрос «какие?»
О ком идёт речь в тексте? О мышках.
Найдите слова, с помощью которых автор выразил своё отношение к ним. Выборочное чтение.
Что можете сказать об этих словах? Как они звучат? Ласково, с любовью.
Какой суффикс помог автору передать это отношение? –тель-.
А зачем нам говорить слова ласково?
Запишите слова по образцу и выделите суффикс. Какой суффикс выделили? Индивидуальная работа с комментированием
Какое значение придаёт суффикс словам? Слова звучат ласково.
Игра «Побудь волшебником» Слайд 9
Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:
Мяч, ключ, гриб, ветер, куст.
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
Проверка по слайду
С помощью каких суффиксов образовали новые слова? –ик, -ок
Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение нового слова? Превращают слова в маленькие предметы.
С какими новыми суффиксами мы познакомились, выполняя эти два задания? –еньк. – ик, -ок.
Какое значение имеют эти суффиксы?
Как же называются суффиксы, которые заставляют звучать слова ласково и обозначают маленькие предметы? Уменьшительно – ласкательные. Слайд 10
Суффикс – большой трудяга. Но трудится он не один. Ему помогают.
Догадайтесь сами, кто помогает суффиксам трудиться. Составьте предложения. Слайд 11
Поезд водит (машинист).
Самолётом управляет (лётчик).
Бетон готовит (бетонщик).
Можете записать свой пример. Выделите суффиксы.
Какие суффиксы выделили? Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы? На название профессии.
Только ли эти суффиксы помогают назвать профессии, вы узнаете, выполнив упражнения. Самостоятельная работа: Слайд 12
упр. 193 упр.194. – выбор учащихся.
Прочитайте слова. Что общего во всех словах? Обозначают профессии людей.
Назовите суффиксы.
Какой вывод вы можете сделать после выполнения упражнения? Суффиксы –ёр,
–тель - обозначают профессии людей.
Значение, каких слов узнали из упражнений?
- Итог урока Слайд 13 по гиперссылке переход на Слайд 14
Наше исследование подходит к завершению. Давайте обобщим результаты исследования.
Над какой темой мы сегодня работали?
Какие цели вы поставили перед собой?
Удалось ли их выполнить?
Что же такое суффикс?
Для чего служит суффикс?
С какими новыми суффиксами мы познакомились? -еньк, -ик, -ок, ёр, --тель, -чик. Дети поднимают руки.
Какие смысловые оттенки они вносят? Проводится игра «Рассели жильцов». По гиперссылке переходят на интерактивную доску.
Поселите суффиксы в нужный домик. Распределяют суффиксы по группам.
Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи? Они украшают нашу речь, делают её богаче.
Как вы думаете, ребята, это все суффиксы, которые есть в русском языке? Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке?
Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. А какие ещё есть суффиксы и что они обозначают, вы можете самостоятельно узнать в энциклопедии школьника. Может, кто-то из вас захочет рассказать о них своим одноклассникам на следующем уроке.
- Домашнее задание Слайд 15
А для всех для вас домашнее задание: запомнить правила на стр. 109, выполнить упр. 195.
Подписи к слайдам:
Приветствуем всех, кто время нашёл. И сегодня на урок к нам пришёл!
Отгадайте слова и букву, которую будем писать на минутке чистописания
Сса Ссе Ссё Сси …..
сверчок, светлячок, слон
Знакомство с суффиксом
Какие цели поставим перед собой?
Узнать, что такое суффикс.
2. Определить его место.
3. Для чего служит.
Определите, верно ли утверждение?
Корень – это главная часть предложенияРодственные слова ещё называют однокореннымиВерно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень? Корни в родственных словах пишутся одинаковоПриставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых словКорень – это общая часть родственных слов
-
+
-
+
-
+
Словарная работа
суффикс
Распределите суффиксы на группы:
- ёр
- ист
- чик
- щик
- тель
- ок
- ик
- еньк
Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку
снежок
зима
сугроб
зимний
зимушка
зимовье
зимовать
Упр. 191.
Слова звучат ласково
чёрненькие
маленькие
остренькие
серенькие
Превращают слова в маленькие предметы
Мяч
Образуйте новые слова
Ключ
Гриб
Ветер
Куст
-
-
-
-
-
мячик
ключик
грибок
ветерок
кустик
-ок, -ик
-еньк
Уменьшительно - ласкательные
Составьте предложения
Поезд водит
Самолётом управляет
Бетон готовит
машинист.
лётчик.
бетонщик.
Называют профессии
Самостоятельная работа
Упр. 193. Упр.194 – по выбору
-ёр
-тель
Знакомство с суффиксом
Поселите суффиксы в нужный домик
Уменьшительно-ласкательные
Обозначают профессии людей
- ёр
- ист
- чик
- щик
- тель
- ок
- ик
- еньк
Домашнее задание
Запомнить правила на стр. 109 Выполнить Упр. 195.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"
Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с местоимением" 3 класс
Предметный результат:Узнать о функции и значении местоимений.Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на изучение новой части речи ...
Урок русского языка по теме "Знакомство с буквой С,с"
УМК « Начальная школа 21 века»...