Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство обучающихся с суффиксом как значимой частью слова.",3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гололобова Юлия Геннадьевна

Технологическая карта урока русского языка

 

Учебный предмет

Русский язык

Класс

Тип урока

ОНЗ

Тема урока

Что такое суффикс

Цель урока

Знакомство обучающихся с суффиксом как значимой частью слова.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с суффиксом как значимой частью слова через фронтальную беседу.
  2. Актуализировать знания обучающихся о частях слова посредством работы с презентацией.
  3. Совершенствовать навык правильного морфемного разбора посредством его выполнения.

Развивающие:

  1. Развивать грамотную связную речь у учащихся через требование полных ответов на уроке.
  2. Развивать орфографическую зоркость через графическую работу с орфограммами.
  3. Способствовать развитию грамотности и самостоятельности учащихся посредством индивидуальной работы у доски.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и любовь к предмету «Русский язык» через выполнение занимательных заданий по теме урока.

  1. Способствовать воспитанию аккуратности посредством оформления записей в тетради и уважительное отношение к одноклассникам через выслушивание их мнений на уроке.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью посредством проговаривания правил посадки, проведения физкультминутки.

Основные термины, понятия

Состав слова, окончание, приставка, корень, суффикс.

 

Планируемые результаты

 

Предметные умения:

  1. Определяют состав слова.
  2. Умеют находить в словах суффикс.
  3. Умеют делать морфемный разбор слов.

Личностные результаты:

  1. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
  2. Проявляют положительную мотивацию к учебной деятельности.
  3. Стремятся развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

  1. Работают по предложенному плану, проговаривают последовательность действий на уроке.
  2. Оценивают правильность выполнения действий,  вносят необходимые коррективы.
  3. Формулируют цель проведения занятия.

Познавательные УУД:

  1. Выполняют учебно-познавательные действия.
  2. Сравнивают и проводят анализ объектов.
  3. Осуществляют обобщение полученного материала  в единое целое; делают выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Проявляют готовность вести диалог.
  2. Учитывают разные мнения и объясняют свою        точку зрения.
  3. Соблюдают нормы речевых и письменных правил.

 

Организация пространства:

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Фронтальная

Книгопечатная продукция: Канакина, В.П., Горецкий, В.Г., Русский язык, УМК «Школа России»: учеб. пособие 3 кл., 1ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – С. 89-90 - Текст: непосредственный.

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1. Ноутбук.

2. Проектор.

3. Презентация.

4. Карточки для индивидуальной работы.

5. Карточки с заданием для самостоятельной работы.

6. Карточки для рефлексии.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности
    1. Приветствие учителя
    2. Организация пространства
    3. Настрой на работу
  2. Минутка чистописания
    1. Определение этапа урока
    2. Запись даты и вида работы
    3. Индивидуальная работа
    4. Определение буквы
    5. Минутка чистописания (дифференцированное задание)
    6. Самооценка
    7. Взаимопроверка
  3. Словарно-орфографическая работа
    1. Определение этапа урока
    2. Словарная работа
    3. Самопроверка
  4. Целеполагание
    1. Проблемная ситуация
    2. Определение темы урока
    3.   Постановка задачи урока
  5. Открытие нового знания
    1. Работа с учебником
  6. Физкультминутка
  7. Первичное закрепление
    1. Продолжение работы по учебнику
  8. Первичная проверка усвоенных знаний
  9. Подведение итогов
  10. Домашнее задание
  11. Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_rus.yaz_.docx788.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

Тип урока

ОНЗ

Тема урока

Что такое суффикс

Цель урока

Знакомство обучающихся с суффиксом как значимой частью слова.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с суффиксом как значимой частью слова через фронтальную беседу.
  2. Актуализировать знания обучающихся о частях слова посредством работы с презентацией.
  3. Совершенствовать навык правильного морфемного разбора посредством его выполнения.

Развивающие:

  1. Развивать грамотную связную речь у учащихся через требование полных ответов на уроке.
  2. Развивать орфографическую зоркость через графическую работу с орфограммами.
  3. Способствовать развитию грамотности и самостоятельности учащихся посредством индивидуальной работы у доски.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и любовь к предмету «Русский язык» через выполнение занимательных заданий по теме урока.

  1. Способствовать воспитанию аккуратности посредством оформления записей в тетради и уважительное отношение к одноклассникам через выслушивание их мнений на уроке.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью посредством проговаривания правил посадки, проведения физкультминутки.

Основные термины, понятия

Состав слова, окончание, приставка, корень, суффикс.

Планируемые результаты

Предметные умения:

  1. Определяют состав слова.
  2. Умеют находить в словах суффикс.
  3. Умеют делать морфемный разбор слов.

Личностные результаты:

  1. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
  2. Проявляют положительную мотивацию к учебной деятельности.
  3. Стремятся развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

  1. Работают по предложенному плану, проговаривают последовательность действий на уроке.
  2. Оценивают правильность выполнения действий,  вносят необходимые коррективы.
  3. Формулируют цель проведения занятия.

Познавательные УУД:

  1. Выполняют учебно-познавательные действия.
  2. Сравнивают и проводят анализ объектов.
  3. Осуществляют обобщение полученного материала  в единое целое; делают выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Проявляют готовность вести диалог.
  2. Учитывают разные мнения и объясняют свою        точку зрения.
  3. Соблюдают нормы речевых и письменных правил.

Организация пространства:

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Фронтальная

Книгопечатная продукция: Канакина, В.П., Горецкий, В.Г., Русский язык, УМК «Школа России»: учеб. пособие 3 кл., 1ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – С. 89-90 - Текст: непосредственный.

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1. Ноутбук.

2. Проектор.

3. Презентация.

4. Карточки для индивидуальной работы.

5. Карточки с заданием для самостоятельной работы.

6. Карточки для рефлексии.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности
  1.  Приветствие учителя
  2.  Организация пространства
  3.  Настрой на работу
  1. Минутка чистописания
  1.  Определение этапа урока
  2.  Запись даты и вида работы
  3.  Индивидуальная работа
  4.  Определение буквы
  5.  Минутка чистописания (дифференцированное задание)
  6.  Самооценка
  7.  Взаимопроверка
  1. Словарно-орфографическая работа
  1.  Определение этапа урока
  2.  Словарная работа
  3.  Самопроверка
  1. Целеполагание
  1.  Проблемная ситуация
  2.  Определение темы урока
  3.   Постановка задачи урока
  1. Открытие нового знания
  1. Работа с учебником
  1. Физкультминутка
  2. Первичное закрепление
  1.  Продолжение работы по учебнику
  1. Первичная проверка усвоенных знаний
  2. Подведение итогов
  3. Домашнее задание
  4. Рефлексия

Ход урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности

2 минуты

1.1. Приветствие учителя

- Здравствуйте ребята, меня зовут …… и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Организация пространства

- Проверьте свою готовность к уроку.

У вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал, дневник.

- Тихо садятся девочки,

еще тише садятся мальчики.

1.3. Настрой на работу

- Урок хотела бы начать с пословицы.

- Захар, прочитай вслух, а вы подумайте: что она означает?  (слайд №3)

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Верно, образование является источником просвещения и прогресса для человечества также, как и солнце является источником света для Земли, поэтому очень важно учиться.

- Желаю вам успехов в изучении русского языка!

Приветствуют учителя

Проверяют готовность

Садятся

- В пословице говорится, что обучение является источником развития человека.

2. Минутка чистописания

5 минут

2.1. Определение этапа урока

- Ребята, с какого этапа обычно начинается урок русского языка?

Зачем мы каждый урок занимаемся чистописанием?

- Совершенно верно!

2.2. Запись даты и вида работы

- Открываем рабочие тетради. Не забываем про наклон тетради. Спинку держим ровно, ноги поставили прямо.

- Отступаем две строки, на третьей начинаем писать.

Записываем число посередине, сегодня пятнадцатое ноября, ставим точку.

Двадцать шестое ноября.

- Какие орфограммы нам встречаются в слове двадцать?

- Какие орфограммы нам встречаются в слове шестое?

- Зеленой ручкой выделяем орфограммы и ставим ударение. Соня, как мы проверим безударную проверяемую гласную я в корне слова?

Ниже посередине пишем классная работа, в конце ставим точку, не забываем.

Классная работа.

- Какая орфограмма в слове классная?

Что такое орфограмма?

- Точки в конце предложения обводим зеленой ручкой.

2.3 Индивидуальная работа

- К доске выходит Лиза.

Он будет выполнять особое задание.

Затем мы проверим его работу.

Карточка №1

для индивидуальной работы

Задание:

Списать, вставить пропущенные буквы.

Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Наш са(д,т) побелел. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки. Я вышел погулять и зале(з,с) в наш овра(г,к). Сне(г,к) в овраге покрыл хру(б,п)кий нас(д,т). На дне оврага кре(б,п)кий ле(д,т). Это замер(з,с) ручеек.

- Остальные работают вместе со мной.

2.4. Определение буквы

- Мы уверенно идем по дороге знаний.

Определите, написание какой буквы мы будем совершенствовать?

 (слайд №4)

Большая железная птица

По небу лазурному мчится,

Внутри ее смелый пилот,

А птицу зовут...

(появляется словарное слово)

САМОЛЁТ

Самолёт – словарное слово. Что вы можете сказать про состав этого слова?

На какую букву начинается слово?

- Что вы знаете про букву С? (слайд №5)

Picture background

- Даниэль, охарактеризуй, пожалуйста, звук [с].

2.5 Минутка чистописания (дифференцированное задание)

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d8d150b5d10/597377_19.png

- На слайде представлены написание заглавной и строчной буквы эс и соединения буквы эс с различными буквами. (слайд №6)

- В тетрадях запишите соединения буквы эс с соединениями.

(Прохожу по рядам и проверяю)

- Закончили.

2.6. Самооценка

Оцените свою работу.

- Взяли зеленую ручку и подчеркнули тот соединение букв, которое, на ваш взгляд, получилось лучше всего.

- Поставили руку на локоть.

Показали свою готовность работать дальше.

2.7. Взаимопроверка.

- Ребята, на доске Лиза выполнила задание.

Какое у тебя было задание?

- На какую орфограмму было задание?

- Как ты проверяла написание парных согласных ?

- Проверим вместе работу Лизы.

- Если есть ошибки, поднимите правую руку.

- Что означает слово наст?

- Садись, работай активно в течение всего урока.

- С минутки чистописания.

- Чтобы красиво и аккуратно писать.

Записывают дату и вид работы

- Заглавная буква, непроизносимый согласный д.

- Безударная проверяемая гласная в корне слова.

- Подберем проверочное слово - шесть.

- Удвоенная согласная сс.

- Орфограмма - это место, в котором можно допустить ошибку.

- Самолет.

- Оно имеет два корня и соединено гласной о.

- На букву С.

- Буква эс, звук [с], [с'].

- Звук [с] - согласный, парный звонкий, может быть твердым, может быть мягким.

Прописывают соединения.

Проводят оценку своей работы

- Списать, вставляя пропущенные буквы.

- Парные согласные.

- Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком. Если проверочное слово подобрать нельзя, то написание парного согласного нужно посмотреть в словаре, так как эти слова являются словарными. 

- Наст - нежная ледовая корка. 

Наст образуется в результате подтаивания и последующего замерзания снега либо в результате ветрового уплотнения. 

3. Словарно- орфографическая работа

5 минут

3.1. Определение этапа урока

- Ребята, что обычно идёт после минутки чистописания?

- Продолжим работу над словами.

3.2. Словарная работа.

- Назовите правила оформления словарной работы.

 (слайд №7)

- Я буду поднимать картинки со словарными словами, вы их записываете в тетрадь.

- Савелий, к доске.

И последнее слово.

Закончили, руку поставили на локоть.

3.3. Самопроверка

- Проведем самопроверку.

- Сравните свою работу и работу на доске.

-  Словарная работа.

- Начинаем писать с красной строки, с заглавной буквы, выделяем орфограммы, ставим ударение.

- Самолёт, сапоги, сахар, сирень, снегирь, собака, солдат, солома, сорока, стакан .

Проводят самопроверку

4. Целеполагание

3 минуты

4.1. Проблемная ситуация

А сейчас давайте разберём слово подводный по составу.

- Даша, у доски разбирает.

- Какое окончание?

- Что будет основой слова?

- Что будет корнем слова?

- Есть ли в слове приставка? Какая?

Молодец, садись. Ребята, какая часть у нас осталось невыделенной?

Верно, а как называется эта часть?

Эта часть слова называется суффикс.

4.2. Определение темы урока

- Вы уже догадались, что сегодня мы будем изучать?

Сформулируйте тему урока.

- Молодцы. Тема нашего урока: «Что такое суффикс». (слайд №8)

4.3. Постановка задачи урока

- Сформулируйте задачи урока с помощью опорных слов. (слайд №9, 10)

  1. Познакомимся с   __________________________.
  2. Будем учиться _____________________________.

- Ый.

- Подводн.

- Вод.

- Под.

- Буква н.

- Суффикс.

- Суффикс.

1. Познакомимся с суффиксом.

2. Будем учиться находить суффикс в слове.

5. Открытие нового знания

10 минут

5.1. Работа с учебником

- Открываем учебник на странице 89. В учебнике мы с вами не рисуем, не стоит загибать страницы. С учебником обращаемся аккуратно.

- Обратите внимание на упражнение 164.

- Леша, прочитай задания.

- Рома, перечисли, что мы должны сделать.

- Зарина, прочитай отрывок стихотворения.

- Ребята, какие однокоренные слова есть в тексте?

Верно, Захар выходи к доске. Ты работаешь у доски, остальные в тетрадях.

- Записываем в тетради по середине

Упражнение № 164.

Записываем однокоренные слова, и выделяем корень и приставку.

(прохожу по рядам и проверяю)

- В слове ёж, что будет корнем? Окончанием?

- А в слове ежиха?

- В слове ёжик?

- Верно, молодец! Садись.

- Ребята, а от какого слова и с помощью какой части слова образовано слово ёжик?

- А слово ежиха, от какого слова образовано? С помощью чего?

- Запишите, выделяя суффиксы.

- Как закончите, поставьте руку на локоть.

- Ребята, а где находятся суффиксы перед корнем или после?

- Верно, значит какой вывод мы можем сделать?

- Хорошо, давайте сравним наш вывод с определением, которое в учебнике.(слайд №11)

- Тимофей, прочитай определение.

- Верно, ребята, правильный ли вывод мы сделали?

Читают упражнение

- Выписать из предложения однокоренные слова выделяя окончание, корень.

Объяснить от какого слова и с помощью какой части речи образовались слова ёжик и ежиха.

Читает

- Ёж, ежиха, ёжик.

- Корень ёж, окончание нулевое.

- Корень еж, окончание а.

- Корень ёж, окончание нулевое.

- От слова ёж, с помощью суффикса --ик.

- От слова ёж, с помощью суффикса их.

- После корня.

- Что суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Читают определение

- Да.

6. Физкультминутка

2 минуты

- Сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте около своих парт и повторяем движения. (слайд №12)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

- Садитесь, ребята, продолжаем урок.

Выполняют движения

7.  Первичное закрепление

7 минут

7.1. Продолжение работы по учебнику

- Отлично, двигаемся дальше с вами. Выполним упражнение 165.

- Антон, какое задание нам нужно сделать?

 

- Леша, прочитай первую группу слов.

- Соня, прочитай второй столбик слов.

- Ульяна, прочитай третью группу слов.

- Ребята, чем похожи слова?

- А чем различаются?

- Верно, а какая часть слова внесла новый оттенок и образовала новое слово?

- Записываем в тетради по середине

Упражнение № 164.

- Запишем слова и выделим в словах все части слова. Каждую группу слов оформляем с красной строки с заглавной буквы.

- Олеся, к доске, работай с упражнением.

 - Ребята, вы записываете в тетрадь.        

- Заканчиваем.

- Прочитать слова, объяснить в чём их сходство и различие.

Узнать какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово.

Списать, выделяя в словах все части речи.

- Дом, домик, домище.

- Звезда, звёздочка, звёздный.

- Школа, школьник, школьница.

- Они однокоренные.

- Суффиксами и окончаниями.

Суффикс.

Выполняют упражнение

8.  Первичная проверка усвоенных знаний

5 минут

8.1. Самостоятельная работа

Сейчас вам нужно будет применить свои знания.

Перед вами карточки.

Запишите свою ФИО.

Выполните задание.

Затем я соберу, проверю и всем поставлю отметки.

Фамилия, имя______________________

Разбери по составу:

глоток        горный       давний  

подарок     дочурка       еловый

котёнок     ночник       выпечка  

Отметка учителя __________

Закончили.

Передаем карточки на первую парту.

Выполняют самостоятельную работу

9.  Подведение итогов

3 минуты

- Вернемся с вами к цели и задачам, поставленным в начале урока. (слайд №13)

- С чем мы с вами сегодня познакомились?

- Научились мы находить суффикс в слове?

- Я вижу, что у нас все ребята хорошо справились с изучением новой темы, вы молодцы!

- Сегодня на уроке активно принимали участие Захар, Леша, Лиза. Подойдите в конце урока с дневником, я поставлю вам оценку.

- С суффиксом.

- Да.

10.  Домашнее задание

2 минуты

- Открываем дневник, записываем домашнее задание. В учебнике на странице 90, упражнение 166, и словарные слова из 8 группы.

- Вам нужно прочитать внимательно предложения, определить к какому слову относится данное значение и записать слова, которые вам даны через запятую в порядке указанных значений.

Записывают домашнее задание.

11.  Рефлексия

3 минуты

(слайд №14)

- Продолжите фразу:

• Сегодня на уроке мне понравилось…

• У меня вызвало затруднение…

- Вы все молодцы, не все будет получаться с первого раза, но вы старайтесь и все обязательно получится.

- Урок окончен. Встали все.

Вы свободны.

- Готовьтесь к следующему уроку.

До свидания!

- Сегодня на уроке мне понравилось разбирать слова по составу.

- У меня вызвало затруднение находить суффикс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.            ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение"

Учебный предмет: русский языкКласс: 3УМК "Школа России"Тема урока: обучающее изложение.Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель урока: создать условия для формирования умения писа...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение с элементами сочинения" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений написания изложения с элементами сочинения.Задачи урокиДидактические:1. Закрепить основные правила написания изложения с элементами ...

Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...