Конспект логопедического занятия по теме "Деревья.Кустарники".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект занятия для обучающихся подготовительного (первого) класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya._kustarniki.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Деревья. Кустарники.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Деревья. Кустарники».

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

Пальчиковая гимнастика

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём,

маме осенний букет принесём.

II. Введение в тему.

(работа по картинке - презентации) 
- Что считали в пальчиковой гимнастике?

- Как назвать одним словом берёзу, осину, тополь, ель, рябину?

- Как назвать одним словом боярышник, сирень, вишню, акацию, смородина, калина, шиповник, крыжовник, жасмин.

- Какие деревья в нашем саду?

- С каких кустов вы любите есть ягоды?

- Чем кусты схожи с деревьями, а чем отличаются?

Дерево - это растение, у которого один крепкий деревянистый стебель, который называется стволом.

Кусты - это растения, которые имеют много крепких, деревянных стеблей.

  1. Упражнение на дыхание

- Мы отправляемся в путешествие, в осенний лес.

- Вдыхаем запах леса.

И.п.: о.с.

1 — руки поднять вверх (вдох);

2 — руки опустить вниз (выдох). Повторить 2—3 раза.

  • Послушайте как свистит «ветер» с-с-с-c. Посвистим как ветер.
  • Послушайте как шелестит листва, ш-ш-ш-ш. Прошуршим как листва.
  1. Игра «Волшебники»

- Посмотрите, сколько много разных деревьев и кустарников вокруг. Среди них есть и большие и маленькие кусты, деревья.

 Дуб - дубок

Ель - елочка,

сосна - сосенка,

осина- осинка,

береза- березонька,

рябина – рябинка

  1. Игра «Часть – целое». Сравнение деревьев и кустарников. (работа по картинке – презентации)

- Из каких частей состоит дерево?

- Посмотрите, все ли деревья одинаковые?

- Чем они отличаются?

- Какие вы внимательные!

  1. Игра «Скажи ласково».

- Посмотрите на строение деревьев и кустарников и назовите ласково их части.

ствол — стволик

лист — листик

ветка — веточка

почка — почечка

верхушка — верхушечка

иголка - иголочка

  1. Игра «Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а у ели - ...

У клена листья большие, а у березы - ...

У березы ствол светлый, а у клена - ...

У дуба ствол толстый, а у березы - ...

  1. Физминутка «Береза».

Белая береза на ветру качается,   

Вправо наклоняется,   

Влево наклоняется   

И полощет длинные   

Веточки в реке,

Чтобы были чистые косы по весне.  

 

- С чем сравниваются веточки березы?

- О березе говорят, как о живом человеке, о красивой девушке.

- Вспомните, какие грибы растут под берёзой?

- А под осиной?

  1. Игра «Один-много».

- В нашем лесу не только растут большие и маленькие деревья и кустарники, но их ещё и много, на то он и лес.

Одна ёлка – много ёлок

одна береза - много берёз

одна осина – много осин

одна рябина – много рябин

один дуб – много дубов.

  1. Артикуляционная гимнастика

Открываем ротик-дом

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин язычок,

Он удобно в доме лег.

Двери-губы гибкие

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться

И опять заулыбаться.

На качелях оказался

Вверх взлетал и вниз спускался.

Надоели превращенья

Лижет язычок варенье.

На лошадке покатался

И пошел спать.

Язычок спит

А мы молчим.

  1. Игра: «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]» (Развитие фонематических процессов):

- з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.

- Повторить серию слогов:

за-зо-зу-зы; зда-здо-зду-зд

- Закончить слово слогами:

ЗА: ва..., ро..., гла..., сле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...

  • Подобрать слово к его началу:

ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.

  1. Пальчиковая гимнастика

В иголках-хвойках    

Сосна, пихта, елка     

И кедр могучий,      

Он тоже в иголках.   

У лиственницы – иглы хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

  1. Упражнение «Раздели на группы» (Определение родовидовых отношений).

- Посмотрите, какой красивый лиственный лес. (работа по картине-презентации ЛЕС)

- Определите, на какой картинке изображено дерево, а на какой кустарник.

12. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал» (работа с предлогами). 

- Спрячь листик под веточку.

- Спрячь листик под шишку.

- Подержи листик над веточкой.

- Подержи листик над шишкой.

- Положи листик между шишкой и желудем.

- Положи желудь между листиком и шишкой.

- Положи веточку около листика.

- Положи листик около шишки.

- Положи желудь между шишкой и листиком.

- Положи листик в тетрадь.

13. Слуховая разминка «Послушай и угадай, правильно ли я сказала» (развитие фонематического слуха и восприятия)

- Хлопни в ладошки, если услышишь правильно названное слово

- Это фыфка?

- Это шишка?

- Это сыска?

- Это хыхка?

- Это шиска?

- Это шихка?

- Это шишка?

- Это фыска?

- Это фышка?

- Это хышка?

- Это щищка?

- Это шишка?

14. Игра «1, 2, 5» 

Один дуб, два дуба, пять дубов; 

(клен, тополь, лист) 

Одна липа, две липы, пять лип; 

(сосна, калина, осина). 

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С чем познакомились?

- Что узнали нового?

- Вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу.

- Повторяйте за мной движения.

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед.

Слуховая гимнастика. (работа с аудиозаписью)

- Мы выходим из леса. Закроем глаза и напоследок послушаем его звуки.

- Какие звуки вы слышали в лесу?

Загибают пальчики, начиная с большого

сжимают и разжимают кулачки

загибают пальчики, начиная с большого

«шагают» по столу средним и указательным пальчиками

Листья

Деревья

Кустарники

Ответы детей.

У них одинаковые органы, стебли прочные, деревянистые, но у деревьев ствол - один, а у кустов их много.

Выполняют упражнение на дыхание.

Выполняют дыхательные упражнения.

«ветер» -с-с-с-с

«листва» ш-ш-ш-ш

Образовывают   существительные с уменьшительно 
ласкательными суффиксами.

Просмотр презентации. Ответы на вопросы.

Корень, ствол, ветки, листья.

Нет

У одних ствол толстый, у других тонкий, цвет ствола….., листья…

Образовывают   существительные с уменьшительно-  
ласкательными суффиксами.

Ответы детей.

Образовывают антонимы.

Ответы детей.

Короткие

Маленькие

Темный

Тонкий

Координируют речь с движением. 

Выполняют имитирующие движения. 

Качают руками над головой

Наклоняются в правую сторону.

Наклоняются в левую сторону.

Наклоняются вперед и качает руками

Выпрямляются, проводят руками по волосам и плечам, опускают руки. 

С косами

Под берёзой растут грибы подберёзовики.

Подосиновики.

Образовывают Р.п. мн.ч. имён существительных.

Выполняют 1-2х ступенчатую инструкцию артикуляционную гимнастику

открывают рот

язычок вытянуть и посмотреть на него

улыбнуться

губы в трубочку

улыбка

рот открыть

язычок поднять за верхние зубы, опустить за нижние

облизывать язычком верхнюю губу, потом нижнюю

цокать язычком

рот закрыть

Выполняют задание.

Повторяют серию слогов.

Подбирают на слух конец слова.

Подбирают на слух начало слова.

Ребенок поднимает вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибает или разгибает по очереди пальцы на руке.

Определяют родовидовые отношения.

Выполняют и оречевляют 2-3 -х ступенчатую инструкцию. 

На слух воспринимают звуковой состав слова.

Хлопок.

Согласовывают числительные с существительными.

Отвечают на вопросы. 

Изображают деревья.

Руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Пение птиц, шум листьев, дуновение ветра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....