КОНСПЕКТ (РАС 1 класс) «Дифференциация артикуляции гласных звуков»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гордиенко Наталья Игоревна

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра

«Дифференция артикуляции гласных звуков»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Гордиенко Наталья Игоревна

Государственное казенное общеобразовательное учреждения Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ейска

gordienkoni2015@mail.ru

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия с обучающимися,

имеющими расстройства аутистического спектра

Тема занятия:

«Дифференциация артикуляции гласных звуков»

Лексическая тема:

«Волшебный праздник  - Новый год!»

Категория обучающихся:

Лёгкая степень умственной отсталости и расстройства аутистического спектра.

Ступень обучения:

Подготовительный класс.

Тип занятия:

Обобщение и систематизация знаний.

Цель занятия:

Систематизировать знания обучающихся о гласных  звуках.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять правильное произношение гласных звуков.

2. Развивать навыки дифференциации артикулем-гласных со зрительной опорой.

3. Формировать смысловую догадку (договаривать заданный последний звук).

4. Способствовать развитию грамматически правильной речи;

5. Развитие атрибутивного словаря (пассивного).

5. Коррекционно-развивающие: 

1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

2. Развивать слуховое, зрительное внимание, оптико-пространственное восприятие и представление;

3. Развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкции;

5. Закреплять умение отображать по образцу эмоции (радость и удивление);

6. Развивать навыки позитивной коммуникации.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

2. Формировать навык слушания, умения отвечать на вопросы педагога. 

3. Воспитывать усидчивость и внимательность.

Социализирующие: 

1.Установление эмоционального контакта с логопедом;

2. Обеспечение стрессового контроля;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 1. Улучшение показателей базовых коммуникативных навыков, комментирование своих действий, умение ответить на приветствие;

- развитие социо-эмоциональных навыков (адекватное выражение эмоций); усиление интереса к совместной деятельности со взрослым.

Предметные: 

- повышение уровня дифференциации произнесения заданных гласных  звуков (изолированно и в словах);

- улучшение показателей адаптивных ответов на сенсорную стимуляцию.

Материал и оборудование:

     Магнитный планшет с визуализацией игр, используемых на занятии: «В гости к Дедушке Морозу». Фото ребёнка, которое он принимает или изображение ребёнка (мальчика). Предметные картинки к игре «Варежка Дедушки Мороза». Схемы «Эмоции». схемы слов – предметов и пиктограммы-модули для игры «У меня на ёлочке», фетр и вата, рабочая тетрадь.

Литературные источники:

  1.  Грищенко Т.А. «Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Методическое пособие» Владос, 2017г.

2.Кныш В. А.,  Комар И. И. , Лобан Е. Б., Дудин Ю. В. «Логоритмические минутки», Изд. – во : Аверсэв, 2008 г.

(Стихотворный текст является авторским).

Ход занятия:

Этапы занятия:

Цель и

задачи этапа:

Содержание работы

Деятельность педагога:

Деятельность ребёнка:

  1. Организационный момент

Работа с магнитным планшетом.

Цель:  адаптация и активизация  ребенка на занятии

Задачи: 

- установление эмоционального  контакта педагога с ребенком;

- развитие способности слушать и понимать инструкцию;

- Здравствуй, (имя ребёнка).

- Скоро к нам придёт в гости «Новый год».

Посмотри на планшет. Сегодня мы отправимся в гости к дедушке Морозу и будем с ним играть.

- Кто сегодня будет заниматься?

- Поставь свою фотография возле первого задания.  

Ребенок вспоминает жест приветствия и  здоровается.

Находит свою фотографию и выставляет её на магнитный планшет «Сегодня на занятие пришел (называет своё имя)».

Рассматривает планшет с заданиями.

  1. Эмоциональная зарядка

Игра: «Варежка Дедушки Мороза»

Цель: научить проявлять эмоции: радости,  удивления.

Задачи: закреплять умение отображать по образцу эмоции (радость и удивление);

- развитие слоговой структуры слов разных типов.

Посмотри на варежку Дедушки Мороза.

Он приготовил для тебя подарки. Подарки получать приятно. Мы улыбаемся и очень рады.

- Достань картинку из варежки. Назови, что тебе подарили.

 - Покажи - ты рад или удивлён.

Достаёт картинки и называет их при помощи схем.

(снег,  лыжи, котик, зайка, лего, мячик, ёлка)

Смотрит на пиктограммы с изображением эмоций радости, удивления. Пытается повторить.

  1.  Артикуляционная гимнастика.

Игра: «В гости зимушка пришла»

Цель:  закрепление правильной артикуляции гласных звуков.

Задачи: 

- развитие способности слушать и понимать инструкцию;

- формирование смысловой догадки;

- Дедушка Мороз готовит подарки. Давай поможем ему.

- Посмотри и вспомни, как мы вытягиваем ротик, когда произносим звук:

  1. Я подарочки сложу – у – у – у –у. Повтори правильно. (Похвала)
  2. Вот метелица пришла – а – а – а.

Посмотри на схему. Повтори.

  1. Кто разрисовал окно? О – о – о – о.
  2. Очень рады малыши: и – и – и.

Ребёнок указательным жестом показывает пиктограмму и повторяет артикуляцию заданного звука.

Длительное произнесение заданного звука.

  1. Физминутка с элементами логоритмики.

Игра: «В зимнем

лесу»

Цель: совершенствование доступных голосовых модуляций.

Задачи:

- развитие способности слушать и понимать инструкцию;

Мы идем гулять в лесу. Встань рядом с партой. Посмотри на меня. Повтори за мной.

«Мы идем гулять в лесу.

Вдруг увидели сову У – у – У – у. (громко - тихо)

Вьюга злится: У – У – У (постепенное нарастание громкости голоса);

Только эхо будит тишину: у – у – у. (постепенное затихание голоса)

   Ребёнок повторяет движения логопеда и меняет модуляцию голоса с тихого на громкий, в зависимости от показанной картинки и требований.

  1. Сенсорная стимуляция:

Игра: «У меня на ёлочке»

Цель: активизировать речевую активность при помощи сенсорной стимуляции.

Задачи:  - развитие сенсорного восприятия;

 - формирование навыка слушания, умения отвечать на вопросы педагога. 

У меня на ёлочке: острые - иголочки (сенсорный модуль 1: колючий аппликатор);

Ёлочка, ёлочка - зелёная  иголочка.  (Сенсорный модуль 2: цвета  - кисть зелёного цвета);

И вот она нарядная на праздник к нам пришла. (Сенсорный модуль 3: наряд, платье  - шарики  и гирлянда.);

Душистая красавица нам радость принесла (Сенсорный модуль 4: нос – аромат «хвоя».

Смотрит на маленькую ёлочку в кабинете.

Изучает её и показывает нужные модули на ёлке.

(Вспоминает изученные раннее понятия: колючая, зелёная, нарядная и пахнет.

  1. Работа в тетради.

а) Рисование на фетре при помощи ваты «Снежные узоры»

б) Работа в

тетради

Цель: Изучение графических образов. Звук [О] - буква Оо.

Задачи:  - развитие зрительного восприятия;

- формирование навыка работать по образцу.

Сейчас мы нарисуем «снежные узоры на окне».

Отрывая кусочки ваты, выкладывает букву. Комментируя свои действия: «Круги – похожи на букву О». Посмотри  - «О» напоминает бублик, кружок.

Повтори узор в тетради. У тебя получится буква О.

Ребёнок слушает

 инструкцию.

Смотрит и повторяет действия педагога.

Работает в тетради, прописывая букву О.

  1. Рефлексия, подведение итога занятия.

Цель: Формирование положительного отношения к занятиям.

Задача: 

-развивать навыки позитивной коммуникации и положительного отношения к занятиям.

- воспитывать усидчивость и внимательность.

Кто сегодня хорошо занимался? Посмотри, где твоя фотография.

Правильно. Возле ёлочки. Ты справился со всеми заданиями.

Возьми свой подарок – сюрприз под нашей ёлочкой!

Тебе понравился зайка?

Покажи как ты рад?

Смотрит на планшет.

Подходит к ёлке и находит подарок: наклейку с изображением зайчика.

Показывает эмоцию «радость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."

Урок по УМК  Школа России, программный материал....

План-конспект урока по обучению чтению «Гласный звук [а], буква А, а»

Тема: «Гласный звук [а], буква А, а» Цели: - знакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать уст...

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.Задачи: Узнавать, наз...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...