Конспект занятия по теме "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Птицы.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Птицы».

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

1. Общеукрепляющие упражнения.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).

Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).

Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).

Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).

Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

- Сегодня мы с вами совершим прогулку в лес, но сначала сделаем гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика:

- Приоткрыли мы окно,

А на улице тепло,

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Ходят часики тик-так.

Нальём чаю в чашечку

Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась чашечка, кругленькая чашечка

Чашку в рот мы занесём, её бока к краям прижмём.

- С чаем будем, есть блинчики

- А блинчик намажем вкусным вареньем.

- После завтрака надо почистить зубки.

- А теперь пошли гулять в лес. Из леса зайка прибежал и дорогу показал.

Вот он с горки прокатился

Вдоль заборчика скакал

На качелях покатался

И в лес зайка поскакал

- Поскачем за зайкой на лошадках в лес.

- И вот мы уже в лесу!

II. Основная часть.

Вспомним, какие деревья растут в лесу.

(на доску развесить картинки деревьев)

3. Игра «Покажи правильно»

(покажи где: береза, тополь, сосна, дуб, клен, ёлка, рябина).

4. Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке.          

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели,             

С ним играть не захотели.

- Прослушайте аудиозапись. Кого вы услышали в лесу?

- Кто догадался, о ком мы будем говорить?

- Птицы бывают перелётные и зимующие. Подумайте, почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы знаете?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

(Выставляются картинки птиц).

5. Рассматривание строения птиц. Сравнивание птиц по внешнему виду. Презентация.

- Что общего есть у всех птиц?

6. Игра «Угадай».

На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

- Это хвост сороки. Он чей?

- Это крыло воробья. Оно чьё?

- Это голова вороны. Она чья?

7. Игра «Путаница».

- У вороны есть рога?

- У сороки есть когти?

- У синицы есть копыта?

- У дятла есть грива?

8. Упражнение «Один-много».

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица - (много синиц)

Ворона - (много ворон)

Дятел - (много дятлов)

Снегирь - (много снегирей)

Голубь - (много голубей)

Воробей - (много воробьёв)

Журавль - (много журавлей)

Грач - (много грачей)

9. Динамическая пауза «Улетает-зимует»

Называются птицы. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то приседает и замирает.

10. Игра «Каждой птице свой корм»

- Как, мы должны помогать птицам?

На доске картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

- Кто чем питается?

- Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

11. Игра «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -

- Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

  1. Игра «Кто, где?» (сюжетная картинка, презентация)

- Куда летит синица?

- Где сидит воробей?

- Где сидит дятел?

- Где ходит сорока?

13. Игра «Четвёртый лишний».

- Какая птица на картинках лишняя?

- Почему?

III. Итог

- Как называются птицы, которые зимуют?

- А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

- Почему птиц называют друзьями человека?

- Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

- Как нужно заботиться о птицах?

Артикуляционная гимнастика.

- «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

- «Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.

- «Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

Поглаживают веки.

Растирают мочки ушей пальчиками.

Выполняют хлопки руками.

Топают ногами.

Улыбаются и протягивают руки вверх.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

упражнение «Иголочка»

- упражнение «Часики».

- упражнение «Чашечка»

- упражнение «Блинчик» (широкий язык положили на нижнюю губу)

- упражнение «Вкусное варенье»

- упражнение «Чьи зубки чище»

- упражнение «Горка»

- упражнение «Заборчик»

- упражнение «Качели»

- упражнение «Лошадки»

Ответы детей.

Соотносят название и картинку деревьев.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

сжимают и разжимают кулаки

Нажимают на дистальную (ногтевую) фалангу каждого пальца, начиная с большого пальца.

Встряхивают кистями.

Сжимают и разжимают кулаки.

Слушают аудиозапись.

О птицах.

Ответы детей.

У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.

Образовывают притяжательные прилагательные.

Сорочий хвост.

Воробьиное крыло.

Воронья голова.

Употребляют родительный падеж множественного числа существительного со словом НЕТ. 

У вороны нет рогов.

У сороки нет когтей?

- У синицы нет копыт?

- У дятла нет гривы?

Образовывают родительный падеж множественного числа существительных.

Птиц

Синиц

Ворон

Дятлов

Снегирей

Голубей

Воробьёв

Журавлей

Грачей

Если слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы - приседает и замирает.

Если дети не отвечают, педагог сам объясняет.

Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом.

Согласовывают существительные с числительными.

К кормушке прилетело два снегиря.

К кормушке прилетело пять синиц.

К кормушке прилетело четыре голубя.

Составляют предложения с предлогами по сюжетной картинке.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Классифицируют перелётных и зимующих птиц.

Ласточка

Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие.

Ответы детей.

Выполняют артикуляционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...