ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
статья по логопедии

Морозова Ольга Викторовна

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в этом возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Поэтому приобщение детей к компьютеру происходит уже в дошкольном возрасте не только в семье, но и в детском саду. 

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность работы (Р.Ф.Абдеев,1994; В.П.Беспалько,2002; Е.И.Машбиц, 1986,1988; О.И.Кукушкина,1994; И.А.Филатова,1993 и др.).

В процессе компьютерных игр дети получают определенный объем знаний, учатся применять его в различных ситуациях. Однако игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Этим объясняется активное использование компьютера при обучении детей с особыми потребностями, в частности с ЗПР.

При подборе игр для детей дошкольного возраста необходимо уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций, на продолжительность каждого занятия. Важно, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. 

В своей работе по формированию речи использую следующие логопедические программы:

- «Домашний логопед. Практический курс».

- «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

- «Игры для Тигры».

- «Букварик - Смешарик».

^ Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» - преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. 

В начале игры по формированию неречевого слуха мною используются следующие задания:
1.«Закрой глазки и определи, что это за шум?»

2. В случае затруднения, узнает правильный ответ, сопоставив с картинкой на экране монитора.


По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

^ Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. 

^ Цель программы «Игры для Тигры» направлена на преодоление просодических компонентов речи; формирование ощущений от положения органов артикуляции при произнесении звуков речи; автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического слуха и восприятия. 

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребёнок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата.

^ Цель программы «Букварик–Смешарик» - знакомство с понятиями звук, буква, слово, предложение; нахождение заданных звуков в словах по картинке; формирование зрительного анализатора - нахождение заданной буквы в тексте.

Программа использую на этапе обучения грамоте, когда ребенок знакомится с понятиями «звук, буква, слог, слово, предложение». На закрепление определенной буквы в игре ребенку даются следующие задания: найти букву в тексте, найти слова-картинки с этим звуком. После прохождения 4-5 букв ребёнку предлагаются бонус-игры, к примеру: «Разложи слова в вагончики» (ребенку нужно определить сколько в слове слогов 1,2,3- и положить в нужный вагон); ещё одна игра, которая направлена на обучение чтению «Определи первые звуки в словах, составь из них слово». 

Также в отдельные занятия включаю игры на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, как основу для коррекции и развития речи следующие коррекционные программы: «Рекс в детском саду», «Алик скоро в школу», «Лёлик. Веселые времена года», «Учимся анализировать», «Маленький искатель».

Таким образом, использование компьютерных технологий при работе с детьми, имеющими ЗПР повышает их заинтересованность в занятиях; улучшает усвоение материала; увеличивает речевую активность; ориентирует на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...