Развитие речи младших школьников методом сказкотерапии
статья по логопедии

Жукова Татьяна Александровна

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков, мультфильмов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_zhukova_t.a.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

          Развитие  речи младших школьников методом сказкотерапии

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков, мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания  детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Цель: Развитие способности эмоционально откликаться на воображаемые события; закрепление осознанного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности; упражнение в мимических движениях.

Интеграция образовательных областей.

Задачи:

«Безопасность»: создать атмосферу психологического комфорта, способствовать снятию эмоционального напряжения, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни: о полезных продуктах питания; расширить знания о различных эмоциях человека, их воздействии на организм, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.

«Чтение художественной литературы»: развивать художественное восприятие, приобщить детей к словесному искусству.

«Социализация»: побуждать детей по собственной инициативе высказываться о действиях персонажей; проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться.

«Коммуникация»: помочь детям развить дискуссию по содержанию сказки, привлечь замкнутых, застенчивых детей к участию в обсуждении; объяснить им, что не надо стесняться своих чувств и их проявлений.

«Художественное творчество»: формировать умение передавать образы героев сказок средствами изобразительной деятельности, развивать фантазию, творчество.


        Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы со школьниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали , что проблему общего недоразвития речи обучающихся  можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный и младший школьный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
     У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
      Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

В младшем школьном возрасте у детей значительно повышается семантика и это способствует развитию как диалогической ,так и монологической речи.


Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Сказкотерапия это:

процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

процесс переноса сказочных символов в реальность;

созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

терапия средой, особой сказочной обстановкой;

выявление и развитие творческого потенциала;

снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

развитие умения преодолевать трудности и страхи;

формирование навыков адекватного выражения эмоций;

укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

        Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

Чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : образ сказочного пространства

музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся  руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.Сказкотерапия  направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия :

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары) ;

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ;

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.
3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
5. Страунинг А.М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.

https://mir-pedagoga.ru/index.php?option=com_diplom&view=pays


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

Игровые методы развития речи младших школьников

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: э...

Сказкотерапия как средство развитии речи младших школьников

Доклад для учителей начальной школы. Прекрасно подойдет для помощи в: - интеграции личности- развитии творческих способностей и адаптивных навыков,- совершенствовании способов взаимодействия...

Особенности развития речи младших школьников. Методы и технологии работы

Один из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7лет, является формирование у них связной речи. Развитие связной речи – важнейшее условие для успешности обучения ребенка ...

Развитие речи младших школьников методом сказкотерапии

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, ...