Логопедическое занятие "Построение простого распространенного предложения. "Подарки осени"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Талтыгина Галина Анатольевна

Занятие с ребенком с моторной алалией. Использование на занятии приемов игровой технологии. Обучение построению простых распространенных предложений через игру.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся

2 класса.

Разработчик: учитель-логопед МАОУ «СОШ №5»

Талтыгина Галина Анатольевна

Речевое заключение: ОНР II в, моторная алалия. Нарушения процессов формирования чтения и письма.

Тема: Построение простого распространенного предложения. «Подарки осени»

Цель:

Учить строить простые распространенные предложения

Коррекционно-развивающие задачи:

- формировать связную речь;

- обогащать активный словарь глаголами прошедшего времени (видел, слышал, купила), слова 2, 3 сложными (названиями фруктов: яблоко, лимон, банан, апельсин)

-развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: речевое дыхание, ручной и артикуляционный праксис, слуховое восприятие, умение различать и воспроизводить заданный темп и ритм.

Оборудование: зеркало, трафареты листьев с артикуляционными упражнениями, картинный материал (яблоко, яблоки, апельсин, апельсины, банан, бананы, лимон, лимоны, мама, сок, магазин), фруктовый мешочек, схема предложения, мячик Су Джук, массажный мячик, дерево «Времена года», игровой комплекс «Антошка», карточки-слова: видел, слышал, купила, апельсиновый, банановый, лимоны, яблочный.1

  1. Орг момент:

Здравствуй! Сегодня в нашем кабинете выросло дерево «Времена года». Посмотри, дерево необычное, со стрелочкой. На его ветках разместились все 4 времени года. Какие?

/Ребенок называет/

Какое сейчас время года? /осень/ Выбери, какие карточки указывают, что бывает осенью и вставь их в кармашки (листопад, разноцветные листья, собрали овощи и фрукты).

  1. Основной этап

Развитие фонематического восприятия:

В нашем игровом комплексе «Антошка» есть игра «Угадай, что звучит». Посмотри, чьи звуки мы услышим? (дождя, листьев, ветра) это звуки природы. /Сначала ребенок слушает и смотрит, что звучит. Проговаривает «Я слышал грозу. Я слышал дождь. Я слышал листья.» Логопед показывает ребенку карточку со словом «слышал». Затем ребенок отворачивается от экрана и угадывает, что звучит/.

Сегодня на нашем занятии будет много подарков осени.

Артикуляционная гимнастика

  1. Дыхательные упражнения

Посмотри, на столе лежат разноцветные листья. Осенью ветер любит играть сухими листочками. Мы тоже поиграем.

Один листок надо сдуть резким выдохом, а много листьев –долгим. /Ребенок выполняет дыхательное упражнение/.

Ты молодей! Запустим салют! /Ребенок дует в дудочку.

Ты так хорошо дул, что у нас случился листопад. Но листья не простые, а с заданиями. Выбирай любой.

  1. Артикуляционные упражнения

/Ребенок выбирает листок и выполняет артикуляционное упражнение/.

«Заборчик»

«Дудочка»

«Качеля» - под счет

«Губы», «Зубы», «Язык» - под счет.

«Окошко»

«Варенье»

«Грибок»

«Блинчик»

«Часы» - под счет.

  1. Игра «Осенний мешочек»

Посмотри еще один сюрприз от осени - «Осенний мешочек».

Нужно ощупать предмет в мешочке и догадаться, что там. /Ребенок на ощупь определяет яблоко, апельсин, банан, лимон/.

Как одним словом назвать что это? – фрукты.

Осенью поспевают в садах фрукты. Посмотри внимательно на фрукты и запомни их. Вспомни и назови фрукты, которые ты видел. /Ребенок проговаривает:

Я видел яблоко.

Я видел апельсин.

Я видел банан.

Я видел лимон.

Логопед показывает карточку-слово «видел»

  1. Игра «Поймай фрукт»

Поиграем в игру «Поймай фрукт». Я буду называть разные слова, а ты ловишь только слова, обозначающие фрукты.

Медленно

Яблоко

Ложка

Лимон

Стул

Быстро

Апельсин

Машина

Сахар

Банан

Лимон

Как ты думаешь, что делают из фруктов? (Сок, компот, мороженное)

  1. Словообразование

/Ребенок садится за стол. Перед ним карточки с изображениями сока, яблока, лимона, апельсина, банана; карточки со словами – яблочный, лимонный, апельсиновый, банановый/.

Как называется сок из яблока (апельсина, лимона, банана)?

/Ребенок отвечает и подбирает нужную карточку-слово/.

  1. Массаж рук

Посмотри, к нам выкатился «ежик». С ним мы тоже поиграм.

Массаж рук с помощью шарика Су Джука.

Мячик – ежик мы возьмем

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем.

Пустим ежика на стол.

Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем

Потом руки поменяем.

Ребенок и логопед берут мячики

Катают мячик между ладошек.

Подбрасывают мячики.

Кладут мячики на стол.

Ладошкой прижать мяч

Катать мячик ладошкой левой руки по кругу по часовой стрелке.

Тоже правой рукой.

  1. Работа в тетради

Запиши в тетради число.

/Перед ребенком слова-карточки: яблоко, яблоки, лимон, лимоны, апельсин, апельсины, банан, бананы.

«Найди пары», запиши их в тетрадь.

  1. Физминутка

Пора нам отдохнуть. Я называю части тела, ты их показываешь. Будь внимателен. Я тоже буду показывать, но не всегда то, что называю.

Ноги

Руки

Голова

Шея

Плечи

  1. Игра «Посчитай фрукты»

Давай посчитаем наши фрукты.

Ребенок кладет ладошки на стол. Логопед на правой руке считает яблоки от 1 – 5. Ребенок повторяет на левой руке. Тоже самое со словами; апельсин, банан, лимон.

  1. Игра «Один – много».

Логопед бросает ребенку мяч и называет фрукт в ед.ч., ребенок возвращает мяч и называет фрукт во мн.ч.

  1. Построение предложений

Работа за столом

У нас в городе садов с фруктами нет. А где мы берем фрукты? (в магазине). Кто пойдет в магазин за фруктами? (мама)

Перед ребенком лист со схемой предложения, карточки с изображением мамы, яблок, лимонов, бананов, апельсинов, магазина, карточки-слова «купила», «в» «магазине».

Соберем предложения:

Мама купила яблоки в магазине.

Мама купила апельсины в магазине.

Мама купила лимоны в магазине.

Мама купила бананы в магазине.

  1. Итог занятия, рефлексия

Вот какая богатая осень! Сколько много подарков от осени мы сегодня получили. Какое задание тебе понравилось выполнять?

Какой фрукт ты любишь больше? Угощайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”.

Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”....

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"

В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Прогулка в осенний лес» по автоматизации звука "С"

Цель:      1.   Закрепление навыка четкого произношения звука -с- изолированно, в слогах и словах. 2. Продолжать учить определять позицию звука -с- в словах....

Технологическая карта урока русского языка «Что такое распространенные и не распространенные предложения?» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представления о распространённых и нераспространённых предложениях, развитие умения различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.Задачи урокаПланируемые рез...