Использование ИКТ в логопедической работе
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)

Талтыгина Галина Анатольевна

Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_logopedicheskoy_rabote.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда

Введение.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера на уроках в начальной школе:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Психологами доказано, что престижная работа, успешная карьера для семилетнего ребёнка не являются актуальными. Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. В связи с этим, традиционно учителями для повышения мотивации используются близкие цели: научиться читать быстрее соседа по парте, не огорчать маму и т.д. Недостаток такого подхода заключается в том, что дети становятся всё более и более инфантильными. На своём опыте , учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, я убедилась, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить обозначенную выше проблему.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности , а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих, применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы:

  • Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
  • Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий на логопункте:

  • Повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;
  • интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Задачи:

  1. Исследовать рынок компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;
  2. отобрать программы, наиболее приемлемые в логопедической работе;
  3. разработать демонстрационные материалы для использования в коррекционных программах;
  4. создать базу данных речевого развития учащихся начальной школы. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой многих уроков. Они бывают нескольких видов:
  • иллюстрация в виде фотографии или рисунка;
  • текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;
  • письменные задания и образцы их выполнения. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. Презентационные материалы могут применяться для:
  • развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета,
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т.д. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.

1. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме предлагается следующий вид задания.

Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв б-д : данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (б - белка, д - дятел).Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

Также используя анимацию, пишем прописную букву «д » на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

2. На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово.

3. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

4. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ученику необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук

Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к занятиям. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, AdobePhotoshop, CorelDRAW. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать целый урок с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Они способствуют развитию у учащихся:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей;формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоления негативных качеств формирующегося характера.

Появление компьютера, активное применение его в коррекционно- развивающей работе значительно экономит силы учителя - логопеда при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании информационных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.

Логопеду , применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс. Для школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях логопедические и дефектологические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание использования компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования НИТ (новейших информационных технологий) в коррекционной работе. Надо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников. для психологической поддержки школьников.

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включались в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяло максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогало подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делало коррекционное занятие более комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивался уровень сложности игры, который определялся строго индивидуально для каждого ребёнка.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Оказаться полезными могут даже обыкновенные клавиатурные тренажеры, которые часто и, надо отметить довольно эффективно, применяют для формирования навыков "слепой" печати на клавиатуре ПК, а также современные текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Word), графические редакторы (Paint и т.п.). По оценкам исследователей, использование НИТ в учебном процессе способствует развитию моторики, внимания и памяти ребёнка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т.п. Для получения высокого эффекта при работе с тренажерами, текстовыми редакторами необходимо строить занятия таким образом, чтобы выполнение практических упражнений чередовалось с повторением правил орфографии, развитием фонематического слуха, работой с книгой.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Мною было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей младшего школьного возраста, такие как: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Использую как готовые пакеты программ, так и собственные задания, составленные мною с учётом изученного материала и речевого нарушения данной группы детей. Также мною были составлены компьютерные тестовые задания по различным темам, отражающие знания детей по усвоению пройденной темы в процентном отношении. Для составления тестовых заданий я использовала программу «Генератор тестов». Программа удобна тем, что учитель сам может составлять тестовые работы по любому предмету и по любой теме. Тестовая работа занимает мало времени на уроке, но позволяет выявить уровень усвоения пройденной темы.

Использование графического редактора Paint способствует коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространсвенной ориентировке. Детям гораздо интереснее выполнять графические задания на компьютере, чем на листе бумаги. Например, при прохождении темы «Дифференциация звуков [д]-[т] ребёнку даётся карточка с заданием:

Ребёнок выбирает правильные ответы и садится за компьютер, на экране которого он видит точки, соединив которые, он проверяет правильность своих ответов на карточке. Если он всё выполнил правильно, то у него получается заданный рисунок. Целесообразно дать дополнительное задание: раскрасить и дорисовать заданные логопедом предметы слева, справа, вверху и внизу от получившегося рисунка. Если же ребёнок допустил ошибку при выполнении задания по карточке, он это наглядно видит и, исправив её, возвращается к выполнению задания на компьютере. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к учебной деятельности.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционной занятие для учащихся младших классов более интересным.

Основа коррекционной работы – индивидуальный подход, поэтому процесс обучения должен строиться в зависимости от речевых и индивидуальных личностных особенностей ребенка. Только при выполнении данного условия эффект применения логопедических методик может быть высоким. Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.

В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевою общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и ученик, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997). Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У школьников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Заключение

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Литература.

Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – с.3-16

О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.: Просвещение, 1978. с. 27-37

Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № #1089;.47-55.

Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.

Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21.

Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

для детей 6 лет - 15минут в день;

для детей 5 лет - 10 минут в день;

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня - оптимальна;

вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Игры для Тигры», «Баба Яга учиться читать», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к занятиям.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает занятие для детей более интересным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

#1040;бдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

3. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № #1089;.47-55.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

6. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – с.3-16

7. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

9. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

10. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.

11. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

Использование компьютерных презентаций в логопедической работе

Опубликовано - 18:09 - Кузнецова Александра Владимировна

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям [5].

Теоретическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий на логопункте:

повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;

интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Задачи:

исследовать рынок компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;

отобрать программы, наиболее приемлемые в логопедической работе;

разработать демонстрационные материалы для использования в коррекционных программах;

создать базу данных речевого развития учащихся начальной школы;

разработать контрольно-измерительные материалы для мониторинга развития навыков письма и чтения;

разработать электронно-информационную среду («Речевая карта») для фиксирования результатов измерений и динамики развития речевых способностей обучающихся на логопункте.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различным учебным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя-предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их на своих уроках. К сожалению, это не относится к работе учителей-логопедов.

Компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся встречаются редко, не отличаются большим разнообразием и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в 5–7 раз.

Все вышеперечисленное побудило учителя-логопеда использовать на логопедических занятиях по устранению нарушений письменной речи компьютерные презентации.

Решению использовать обучающие презентации способствовало также возникновение проблемы дисграфии (отсутствия орфографической зоркости) у большого количества учащихся. В процессе беседы с учителями начальной школы о методах самоконтроля учеников за грамотностью письма выяснилось, что рекомендуемые ими способы самоконтроля со временем теряют эффективность. Ученики начинают использовать их механически, так и не успев приобрести орфографическую зоркость.

Логопедические занятия по коррекции нарушений письма с использованием компьютерных презентаций проводятся с 2009 года. На таких уроках учащимся предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером составляла часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту учащихся, и органично сочеталась с традиционными методами коррекции нарушений письма.

Такая практика позволила решить многие проблемы коррекции оптических нарушений у учащихся. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. Игры презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти. Другой положительный момент использования презентации состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам. Это позволило воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого.

Немаловажной является игровая форма компьютерной программы, привлекательная для детей и создающая дополнительную мотивацию для активного участия ученика в коррекционном процессе.

Безусловные преимущества уроков - презентаций в:

экономии времени при подготовке к занятиям

отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала

повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия

возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка

формировании интереса к чтению (выступление в роли ведущего, чтение по ролям и др.)

Создание урока-презентации включает три этапа:

Разработка сюжета урока с учётом методических требований к логопедическому занятию

Отбор речевого и наглядного материала

Техническое исполнение презентации

Уроки-презентации целесообразно проводить как обобщающие занятия по темам. Они отличаются системностью, динамичностью, познавательной направленностью, воздействуют на эмоциональную сферу учащихся с речевыми недостатками, стимулируя познавательную активность и повышая интерес к логопедическим занятиям. Урок-презентация открывает широкие возможности для реализации комплекса принципов логопедической работы:

Патогенетический принцип (принцип учёта механизмов данного нарушения)предусматривает формирование тех психических функций, недостаточность которых лежит в основе того или иного нарушения речи.

Принцип поэтапного («пошагового») формирования речевой функции.В презентации, представленной в приложении, этот принцип ярко прослеживается в отработке способа проверки парной согласной в конце и середине слова.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода подразумевает учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).Уроки-презентации могут включать разноуровневые задания, создавая ситуацию успеха у детей с разными речевыми возможностями.

Принцип последовательности заключается в построениикоррекционной работы от простого к сложному. Дифференциация звуков и букв проводится сначала на материале слогов, слов, словосочетаний, затем предложений и текстов.

Принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы. Уроки – презентации позволяют работать параллельно над чтением и письмом, чередуя устные и письменные виды работ.

Принцип комплексности предполагает тесную связь между нарушениями чтения и письма и недостаточностью таких психических функций как произвольное внимание, функции зрительной модальности, словесно-логическое мышление. Низкий уровень развития этих функций тормозит формирование речевых навыков, затрудняет процесс обучения. В структуру урока – презентации, представленного в приложении, включены задания, развивающие познавательные процессы на речевом материале («Четвертый лишний», поиск ошибок, припоминание слов с заданным признаком и др.)

Принцип комплексно-игрового подхода к обучению реализован в уроке-презентации наиболее полно. Единый сюжет, объединяющий все этапы занятия, создаёт положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания детей с низкой произвольностью на всех этапах урока. Деятельностно-игровой метод обучения позволяет расширять активный словарь учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, развивать лексико-грамматический строй, создает предпосылки формирования самостоятельного связного высказывания.

Принцип деятельностного подхода предполагает решение коррекционных задач в сотрудничестве педагога и ученика, активную позицию ребёнка в получении знаний. Уроки-презентации открывают большие возможности для формирования навыка самокотроля, позволяют устанавливать обратную связь на каждом этапе занятия, дают возможность учащимся оценивать результаты своей деятельности.

Групповая коррекционная работа требует обобщенного подхода к исправлению вербальных нарушений, таких как:

аграмматизмы;

недостаточность словарного запаса и лексических ассоциаций;

трудность в применении орфографических правил, поэтому демонстрационные презентации PowerPoint являются частью программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» для 2-3 классов.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов:

иллюстрация в виде фотографии или рисунка;

текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;

письменные задания и образцы их выполнения.

Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Таким образом, опыт проведения подобных занятий позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике устранения нарушений письма.

Библиографический список

Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. - 1997 - № 2. С. 47-50.

Лагузина Светлана Леонидовна // Информационные технологии в обучении младших школьников, www.

Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.

Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www.

Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада,

Блог пользователя Кузнецова Александра Владимировна

Ссылка на страницу:

Презентация "Ресурсы информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Все объявленияЯндексДиректДать объявление

Техника для садаHusqvarna, Partner, Gardena. Сервис. Вся садовая техника у нас! Новосибирск

Ресурсы информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Учитель-логопед Лысенко М.Э.

ГДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Перед специалистами - учителями-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений.

В этом плане определенные ресурсные возможности имеют информационно-коммуникационные технологии, все чаще применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми,имеющими различные формы речевой патологии. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий.

Инновационно-коммуникационные технологии представляют для грамотного учителя-логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы (дизартрия, ринолалия), и структурно-семантического оформления высказывания (алалия), и темпа, ритма, плавности речи (заикание). Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

Проведя анализ имеющиеся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

• Документация

• Диагностика

• Индивидуальные занятия

• Подгрупповые занятия

• Работа с родителями

• Самообразование

Документация

• Как правило, работа учителя-логопеда с документами предполагает три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, Word. В структуре каталогов и папок может содержаться перспективный план работы, презентации по лексическим темам, карточки с домашними заданиями и конспекты занятий по темам учебного плана.

Диагностика

• Использование электронной информационной среды «Речевая карта», как инструмента рационализации и интенсификации деятельности учителя-логопеда обеспечивает в автоматизированном режиме информационно-справочное обслуживание, учет и анализ состава обучаемых, реализацию отдельных задач прогнозного характера, фиксирование динамики коррекционного процесса.

• Для проведения диагностики можно использовать демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowernPoit, содержащие наглядный материал для обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.

Индивидуальные занятия

В ходе данного вида работы возможно использование нескольких логопедических программ:

• Технология "Игры для Тигры" (авторы материалов Л.Р.Лизунова, З.А.Репина) , является единым программно-методическим комплексом, содержащим компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений данная программа предлагает более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика.

• Специализированная компьютерная программа «Лента времени», входящая в структуру цикла «Картина мира» (авторы О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская) . При работе с данной программой от ребенка требуется рассмотреть фотографии (образы) окружающего мира и соотнести их с определенными сезонами года, используя при этом значительно более широкий, чем в традиционных учебных материалах, стимульный материал.

• Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах ( ). Эта обучающая компьютерная программа уникальна: в ней впервые предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки.

• Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок" (автор логопед О.А.Ходченкова, ) представляет собой серию упражнений, направленных на коррекцию фонетико - фонематической стороны речи, и предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 - 5), старшего дошкольного возраста (5 -6 лет).

Подгрупповые занятия

• Демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowernPoit, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Работа с родителями

• Программа «Автоматизация согласных» (www. ) может быть использована для подготовки наглядного материала к логопедическим занятиям по автоматизации согласных. С помощью программы ребенок может быстро подобрать слова на заданный звук, каждое слово сопровождается рисунком, что делает занятие более продуктивным и увлекательным. Использовать ее могут как профессиональные логопеды, так и родители при выполнении домашних заданий.

• Успешному обучению детей чтению, письму и профилактике дисграфии способствует «виртуальная» школа «Уроки мудрой Совы» в рамках Интернет-поддержки (авторы логопеды Л.И.Клетнова, А.Б.Ларина, ). Так, изучая звук [А], дети учатся выделять его в ударной и безударной позициях, подбирают слова и картинки к заданным схемам, анализируют написание буквы А.

Самообразование

• Использование интернет - ресурсов позволяет учителю-логопеду использовать возможности для психолого-педагогического самообразования, профессионального саморазвития, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы:

• и т.д.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, будучи ресурсом профессионально-педагогической деятельности, могут стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих и компьютерных технологий в логопедической работе с учащимися отделения надомного обучения

О работе отделения надомного обучения на базе СКОШ 8-го вида, применение здоровьесберегающих и компьютерных технологий на логопедических занятиях с учащимися отделения надомного обучения....

Использование кинезиологических приёмов в логопедической работе.

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного моз...

Использование бланковых методик в логопедической работе, для закрепления изученного материала

Многообразие форм дисграфий и дислексий, наличие стойких не специфических нарушений письменной речи у школьников требуют заданий, позволяющих развивать и корректировать  одновременно несколько фу...

Использование ребусов в логопедической работе

Предлагаемая презентация является составной частью  комплексной работы по развитию речи учащихся, по  коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и  синтеза, п...

Методические приёмы и разработки ,их практическое использование в логопедической работе по теме "Изографы"

Изографы- это картинки, на которых слова записаны буквами. ребенок должен найти все буквы, составить из них слово. В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письм...

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....