Однокоренные слова.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект  логопедического занятия в 4 классе (программа 5.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova-zanyatie_logopeda.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

Тема: Однокоренные слова

Цель: Закрепление понятий-родственные и однокоренные слова.

Задачи:

1.Закрепить знания о правописании родственных слов.

2.Отрабатывать навык выделения корня слова.

3.Вспоминать   словарные слова   и способы их запоминания.

4.Обогащать словарь учащихся   путем словообразовательных приемов.

Оборудование: «дерево» с листочками («словами»), карточки с рисунком дерева на каждого ребенка, индивидуальные карточки с родственными словами, схема состава слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

Ход занятия

1.Оргмомент

«Найди отличия», «Что изменилось?», «Что пропало?»

2. Введение в тему занятия.

 Логопед показывает детям необычное дерево,  на котором расположены слова (однокоренные).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

 Логопед предлагает учащимся записать слова-листочки (напечатаны на «листиках» деревьев). Далее ребята выделяют корень записанных слов:

САД- САДик, САДовый, САДовник, САДовод, поСАДка, расСАДа.

3.  Обозначение корня, закрепление в  схеме положения  КОРНя слова.

Логопед: Ребята, каким знаком мы обозначаем корень в слове? (дуга –от начала корня и до его конца-выставляется  схематичное  изображение корня слов). Где находится корень в слове? (Дети отвечают: корень находится после приставки, ели она есть; перед суффиксом и окончанием, если они есть). Да, ребята, корень находится в середине слова. В нем мы различаем разные значения слов, понимаем,  о чем,  или о ком  говорит с нами новое или уже известное слово.

4. Закрепление знаний об однокоренных и родственных словах.

Упражнение «Посади свой сад» (у ребят схематичное изображение дерева с окошечками для написания однокоренных слов). Логопед объясняет, что каждый теперь может посадить свое дерево с однокоренными и родственными словами. Детям раздаются 2 комплекта карточек со словами ( лиса, лисенок, лис, лес, лисий, листик, листочек; ворона, вороненок, вороний, проворонить, ворота, поворотный, ворочает)-по одному комплекту слов на человека. Дети должны найти родственные однокоренные слова и записать их в прямоугольнике на рисунке с деревом. После выполнения задания логопед проверяет правильность его  выполнения.  Какие лишние слова у вас получились и почему? Докажите. Ребята подводят итог тому, что родственные и однокоренные слова не всегда совпадают по значению. Могут иметь похожие корни, но иметь другое значение (не быть родственными словами). Для проверки безударных гласных, непроизносимых согласных   в корне слова, мы всегда выбираем только родственные однокоренные слова.

5.Физминутка

Упражнения «Ухо-нос», «Хлоп-топ» -на координацию движений и речевого выдоха.

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед предлагает ребятам поработать самостоятельно, где каждый выполняет свой вариант задания на дополнение предложений однокоренными словами.

1 вариант.

Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите графически их корень.

Сегодня был урок ____________________.  На берегу реки стоял _____________________ и  рассматривал  природный пейзаж. Я повесил свой ________________________ на стену около дивана.  Мой брат Арсений очень любит ________________________.  Это была_____________________ на тему  «Осень».

Слова для справок: рисовать, рисовальщик, рисунок, зарисовка, рисование.

2 вариант.

В комнате вдруг стало ________________________от огня.  Глупый маленький _____________________________ летит на яркий  огонек.  Зимой солнце ______________, но не греет.  Наступает  __________________________ и скоро будет совсем  ___________.

Солнце, звезды и луна являются   небесными   ____________________________.

Слова для справок: светила,  светлячок, светло, рассвет, светит).

7. Итог занятия.

Логопед предлагает посмотреть на картинку и назвать однокоренные слова, выделить корень.

Почему эти слова нельзя назвать родственными? (они являются далекими по значению, а у родственных слов один корень; они близки по значению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...