Логопедический урок по коррекции оптической дисграфии «Б-Д» 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Якименко Ирина Николаевна

Коррекция оптической дисграфии. Буквы Б-Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_b-d.docx151.58 КБ

Предварительный просмотр:

Орловская средняя школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дзержинская средняя школа №1 Дзержинского района Красноярского края.

Логопедический урок
по коррекции оптической дисграфии «Б-Д»

2 класс

        

        Учитель-логопед:

                                                                                                      Якименко Ирина Николаевна

2023г

Пояснительная записка

        Актуальность моей работы заключается в том, что количество детей с нарушениями письменной речи увеличивается с каждым годом. В связи с этим при работе с детьми я использую различные методы и приёмы по устранению различных форм дисграфии.                   Данный урок был разработан в связи с тем, что на письме у учащихся младших классов часто встречаются ошибки на смешения согласных б-д. При этом как показывает практика, подобные ошибки встречаются в письменных работах не только у учеников, имеющих нарушения речевого развития.

        По-видимому, в данном случае правильнее говорить о смешении элементов букв б и д, а не самих букв. При анализе письменных работ, я заметила, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко-наоборот. Так как при написании буквы д нижний элемент является более удобным для написания, а верхний элемент буквы б, более сложен для написания.

       Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. А ученики младших классов, не имея ещё достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный.

        Данный урок разработан с учётом вышеизложенных позиций, с упражнениями для дифференцировки верхнего и нижнего элемента данных букв. Основное внимание уделяется механической тренировке движения руки, а также ассоциативным образам:

б- белка, у которой хвост в верху, и д-дятел, у которого хвост внизу.

        Предлагаемые на уроке игры и упражнения, доступны для детского восприятия. Так же данный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов на уроке «Русского языка».

       При разработке коррекционного урока я использовала приём «Дермолексии», который актуален при коррекции письма у младших школьников.

        Урок разработан для детей 2 класса.

Тема: Коррекция оптической дисграфии. Буквы Б-Д

Цель: учить детей различать графические изображение букв Б и Д.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы "б" и "д" путём      выработки чёткой зрительно-моторной координации;

-  обучающие научатся правильно писать буквы "б" и "д";

- продолжать учить образовывать предложения из предложенных слов, изменяя слова по смыслу;

2. Коррекционно-развивающие:

-  развивать фонематический слух определяя звуки "б" и "д" на слух;

- развивать зрительно-моторную координацию при написании нижнего и верхнего элемента букв "б" и "д";

- совершенствовать навык беглого и осмысленного чтения;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- правильно выполнять инструкцию учителя;

- вырабатывать навык самопроверки.

  1. Организационный момент.

          Прозвенел звонок весёлый

          Все готовы?  Всё готово?

          Мы сейчас не отдыхаем,

          Мы работать начинаем.

Ход урока.

   Логопед: здравствуйте, дети, садитесь. Что бы понять, чем мы будем сегодня заниматься, вы должны отгадать загадки.

Первая загадка:

Кто с высоких толстых сосен

в ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенёк

промелькнул как огонёк?

  Ответы детей: (Белка)

Вторя, загадка:

Всё время стучит, деревья долбит,

но не калечит, только лечит.

  Ответы детей: (Дятел)

На доске вывешен плакат с изображением белки и дятла.

Логопед: Дети какую букву напоминает хвост белки и дятла?  

Ответы детей:

Логопед: Давайте вспомним, что такое звук, а что такое буква?

Ответы детей: Звук слышим и произносим, а букву пишем и читаем.

Логопед: Дети назовите первый звук в слове «дятел», «белка».

Логопед: что общего у этих звуков?

Ответы детей: Согласные, мягкие, звонкие, взрывные.

Логопед: и чем они отличаются?

Ответы детей: Место преграды: Б-губы, Д-десны.

Логопед: сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные б и д.

Посмотрите на рисунок белки, хвост у белки направлен вверх. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху).

Посмотрите на рисунок дятла, хвост у дятла направлен вниз. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов состоит буква д(Овал и петля внизу.)

1. Задание: «Расшифруй слоги» Работа на доске.

На доске написаны элементы слогов, под диктовку учителя дети по одному должны дописать элементы букв б и д.

оо, оо, оу, оу, оы,оы, оа,оа

После выполнения задания, детям предлагается карточка с правильными ответами для самопроверки.

2.Задание: «Волшебная спина».

Логопед проговаривает слоги, дети, определяя букву «б» или «д» пишут пальцем у соседа её на спите. Оценку в оценочный лист ставит ребёнок, которому писали на спине, оценивая правильность написания буквы.

БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА;

З. Задание: игра «Добавь слог»

Логопед: А сейчас дети давайте поиграем в игру «Добавь слог» (игра с мячом)

Я буду называть вам слог, а вы должны добавить слог со звуком [б] или звуком [д]

ры - , блю - , гри - , са - , гря -, ря -, си -, гре -, тру -, груз -, борь -, гнез -.

4.Задание: «Зашифрованные слова».

Логопед: Следующее задание называется «Зашифрованные слова».

Каждому ребёнку раздаются одинаковые таблицы со словами, где стрелочкой указано направление элемента букв б или д. Дети по цепочки зачитывают слова.

5. Задание: «Допиши элемент». Работа в индивидуальных карточках.

Логопед: Дети, я вам раздам индивидуальные карточки для 1 и 2 варианта. Вам необходимо дописать элементы букв б и д. После выполнения задания необходимо обменяться карточками, чтобы проверить правильность выполнения задания своего соседа по парте.

        

Для проверки детям предоставляются карточки с правильными  ответами.

     

На двадцать пятой минуте урока, проводится Физкультминутка:

 «В понедельник»

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Работа в тетрадях.

6.  Задание: «Исправь ошибку». Работа в тетрадях.

Логопед: В карточках в словосочетаниях допущены ошибки, вам нужно их найти, и правильно записать словосочетания. 

  1. Работа в тетрадях. На доске написаны слова.

Логопед: Дети из слов, которые записаны на доске вам нужно составить красивое предложение, записать его в тетрадь и подчеркнуть буквы б и д. 

             - окно, белый, растëт, под, берëза;

  1. Итог урока. Дети, вы молодцы! Справились с заданием. С какими буквами мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего.

      Спасибо за внимание и хорошую работу! До свидания!

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Список литературы:

1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»:

пособие для логопеда/ -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДАС,2004.

2. И.Е. Токарь «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи»: - Москва 2005.

3.Интернет-ресурс: Практический материал для коррекции оптической дисграфии.

  https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/12/04/prakticheskiy-material-dlya-korrektsii-opticheskoy

4.Использование приёмов Дермолексии. https://rus-big-psyho.slovaronline.com/638-ДЕРМОЛЕКСИЯ#:~:text=ДЕРМОЛЕКСИЯ%20(от%20греч.%20derma%20—,диагностики%20тактильного%20гнозиса%20(двумерно-пространственного%20чувства)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по коррекции оптической дисграфии

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса  по коррекции оптической дисграфии....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....