Конспекты открытых уроков.
план-конспект урока по логопедии

Терёшина Виктория Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия для учащихся 2 класса с ЗПР.

Тема:Дифференциация звуков и букв [о] и [у].        

Цель:обучение учащихся различать гласные [о] и [у] по акустическим, артикуляционным, а буквы «а» и «о» по графическим признакам изолированно, в слогах, составе односложных слов, предложении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- актуализировать знания о гласных звуках и буквах.

- закреплять звукобуквенные связи;

- закрепить правильные артикуляционные позы гласных;

- совершенствовать графические навыки и навык составления предложений;

- упражнять в правильном произношении звуков [о] и [у];

- упражнять в интонационном выделении гласных звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать психические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать правильный речевой выдох;

- воспитывать инициативность;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение организовывать свой труд.

Оборудование: индивидуальныекарточки для игры «Соедини  картинку с буквой (Рисунок №1),нитки,индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядете тот, кто назовет слово [К][У][С][О][К].

– Сядете тот, кто назовет 1 звук, 2 звук, 3 звук, 4 звук, последний звук.

– Сядете тот, кто назовёт сколько звуков в слове.

2. Объявление темы урока.

Послушайте, одинаковые ли слова я сейчас произнесу: ТОЧКА, ТУЧКА? Что обозначают эти слова?Да, точка — знак препинания при письме, а тучка- уменьшительное  к существительному туча. Назовите 1,2, 5 звуки в каждом слове? Чем по звуковому составу они отличаются? Да, они отличаются только гласными о-у. Так какая тема нашего урока? Чему будем учиться?

3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков.

—Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [О]. Что вы видите? (Губы в виде овала).

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

—Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Что вы видите? (Губы трубочкой, хоботком)

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Если воздух проходит свободно, без преград, то какой это звук? (Гласный)

3. Дифференциация звуков [о] и [у] изолировано.

Игра «Поймай звук».

– А теперь поставьте ваши ручки на локти. Вам нужно будет поймать звук [у]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши один раз: а, у, о, а, э, у, о, а.

А сейчас поймайте звук [о]: а, у, о, а, у, о, а, о.

4. Дифференциация звуков [о]- [у] в слогах.

–Поиграем в другую игру.  Она называется «Слог поймай и измени, [о] на [у] перемени».Например: «мО» нужно поменять на «мУ». Слоги: кО, дО, пО, мО

– А теперь, наоборот, превратите У в О. Слоги: кУ, тУ, мУ, дУ, вУ

4. Дифференциация звуков в слове.

Игра «Соедини  картинку с буквой.

Каждому ученику раздается карточка  с изображением предметов в названии которых есть звуки [о], [у]. Соедините картинку с соответствующей буквой. Назовите слова, в которых мы слышим звук [о], [у].

5. Физкультминутка “Веселый счет”

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

6. Закрепление зрительного образа букв о и у.

—Для того чтобы продолжить занятие надо вспомнить, как выглядят строчные буквы о и у. Для этого понадобятся ниточки.Ниточку нужно сложить так, чтобы получилась буква о, у.

7. Работа в тетрадях.

— Кто догадается, какое задание будет в игре «Поищем гласную в слове»?Конечно, я называю слово, а вы записываете гласную букву в своих тетрадях: лук, лом, сом, дуб, суп, сок.

— А теперьвыбудете записывать слово полностью, подчеркнувпри этом гласную букву в своих тетрадях: гол, зуб, ход, шум, бор, конь, дочь.

— Теперь предлагаю составить предложение со словом  “точка”, запиcать его в тетрадь, подчеркнуть гласные о» и «у» в предложении.

6.Итог занятия.

- О каких звуках и буквах мы говорили сегодня на занятии?

- Все задания вы смогли выполнить?

- Что не получилось и почему?



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с обучающимися 2 класса с ЗПР. Тема  «Дифференциация буква а-о».

Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О»  на письме.

Задачи:

1.Познавательные

- уточнять и закреплять знания обучающихся о гласных звуках;

- учить дифференцировать гласные звуки А-О по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах;

2.Коррекционно – развивающие

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать фонематические процессы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

- закрепить навыки пространственной ориентировки;

3.Воспитательные

-воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

- формировать положительную учебную мотивацию.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Выделите начальный гласный звук из слова-осень(о),из слова-астры( а). (Приложение 1.)

- Какие буквы мы будем сегодня изучать? ( о-а)

II. Основная часть занятия

1. Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестричкиОни были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр, они кричали: «Посмотрите, это буква а- сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички» ( Приложение 2)

3. Соотнесите звуки с буквами рукописного шрифта а-о.

а)Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами:

а о о а аа о о а о о а.

б)Запись слогов в две строчки: в первую – с буквой а, во вторую – с буквой – о:

ам, та, он, бо ,са, то, ото, аха, фо, ла.

4. Составь из букв слова. Подсказка: первая буква выделена красным цветом.

ромаф-чадааз-

орль-рогаод-

доран-бортаа-

ртинки и скажите мне, какие первые буквы в именах девочек?

Выставляются на доску буквы а и о. Посмотрите на буквы и скажите мне, из каких элементов состоят буквы? Есть ли у них одинаковый элемент? Хорошо, а теперь пропоем букву О, а потом букву А. В каком положении у нас губы, когда мы произносим их?

Осн. часть

Логопед: ( Выставляются на доску буквы а и о). Посмотрите на буквы и скажите мне, из каких элементов состоят буквы? Есть ли у них одинаковый элемент? Хорошо, а теперь пропоем букву О, а потом букву А. В каком положении у нас губы, когда мы произносим их?

Дети: да

  1. «Словесные прятки»

Логопед: Ребята, Оля задала нам с вами задание, которое записано в наших тетрадях. Смотрим глазками на задание номер1. Нам с вами даны слова, в которых со звуки О и А спрятались, а нам надо их найти. Если в слове спрятался звук О – то над словом мы нарисуем кружок, а если звук А – галочку.

Ночь, март, сад, кот, рот, гром, врач, сон, мак, лак, хвост, кран, стол, грач, борщ.

  1. Упражнение «Распредели »

Логопед: а Аля задала другое задание. Посмотрите на упражнение номер 2: у вас нарисованы схемы слов: где одна буква о, одна буква а, две буквы а и буквы а и о. А ниже нарисованы картинки. Ваша задача распределить слова стрелочками к каждой схеме слов.

  1. Упражнение «Кто, где живет»

Логопед: Ребята, Оля и Аля так баловались, что перепутали слоги из домиков, поможем им поставить их на свои места?

Упражнение «Собери слова»

Логопед: Ребята, Оля и Аля приготовили вам конверты, в которых буквы из слов перепутались, вам нужно собрать слова самостоятельно, а потом мы их запишем в тетрадь.

      5.«Физминутка»

Логопед: Оля хочет сделать с вами зарядку. Встаем из-за парт.

Я привстану на носочки, (встаем на носочки)

Хорошенько потянусь, ( руки вверх)

Раз – наклон, два – наклон, ( руками достать до пальцев 2 раза)

Словно буква «О» свернусь, (два наклона вперед)

И попрыгаю немножко, (прыжки два раза)

И руками покручу (вращение руками)

Постою на правой ножке ( 2 сек на правой ноге)

И головкой покручу (наклоны головы в стороны)

Тихо сяду, улыбнусь

И работаю займусь.

  1. «Запиши графически»

Логопед: дети, посмотрите на задание номер 5. Давайте с вами загадаем слова графически, а Оля и Аля пусть пробуют наше задание выполнить.

  1. «Вставь недостающие буквы»

Логопед: ребята, посмотрите на задание номер 6. Нам даны слова, из которых буквы убежали, нам с вами нужно подумать, какой буквы не хватает в слове.

С…к, л…к, ш…г, м…рж, фл…г, л…мп…, к…бр…, м…м…, с…д…, м…рк…, в…з…, л…жк… .



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с обучающимися 4 класса с ЗПР

Тема  «Дифференциация букв Ё-Ю».

Цель: научить детей дифференцировать буквы Ё-Ю при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.
  2. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
  3. Развитие навыков образования множественного числа имён существительных.
  4. Совершенствование умения составлять словосочетания из предложенных слов.
  5. Расширение словарного запаса.

Коррекционные:

  1. Развитие фонематического восприятия звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.
  2. Развитие зрительного восприятия букв Ё-Ю.
  3. Развитие слухового внимания, логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
  2. Повышать мотивацию детей к обучению.

Ход

1.Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: рак, лук, сом, кот.

2.Формулирование цели занятия.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки:

Вместо шубки лишь иголки.                         Интересная игрушка

Не страшны ему и волки.                              Одноногая вертушка

Колкий шар, не видно ножек,                       Зажужжала, как пчела

Звать его конечно….Ёжик...                          Быстро крутится ......Юла

Логопед: какие буквы пишутся в начале слов?

Дети: Ё, Ю

Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?

Дети: мы будем учиться различать буквы Ё и Ю.

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число.

3.Уточнение артикуляции звуков.

Буква “Ё” состоит из двух звуков [йо], сначала произносим звук [й]:

— губки слегка уулыбке;
— зубки сближены;
— кончик языка находится за нижними зубами;
— горло “ работает”.

Затем произносим звук [о]:

— губы округлены и вытянуты вперед;
— зубы закрыты губами;
— язык лежит на дне рта;
— горлышко “работает”.

Буква “ Ю” состоит из двух звуков [йу], сначала произносим [й]:

— губки слегка уулыбке;
— зубы сближены;
— кончик языка находится за нижними зубами;
— горло “ работает”.

Затем произносим звук [у]:

— губы вытянуты трубочкой;
— горло “ работает”.

3.1Дифференциация артикуляционных поз.

Логопед: я буду произносить (за экраном) звуки О,У, а вы будете вытягивать губки или бубликом или трубочкой: О, У, О, О, У, О, У

Логопед: Молодцы! Гласные Ё, Ю пишутся с твёрдыми или мягкими согласными?

Дети: с мягкими.

Логопед: Какую букву вы запишете после мягкого согласного с гласным звуком О?

Дети: букву Ё.

Логопед: а какую букву после мягкого согласного с гласной У?

Дети: Ю.

4. Письмо букв в тетради

- Записать буквы Ёё и Юю в тетради до конца строчки

5. Физмин хлопни если услышишь ю, топни-если ё

6.1Дифференциация гласных в слогах.

Чтение слоговой таблицы по цепочке.
ёт ..... ют ..... ёт
юм ..... ем ..... юм
ён ..... юн ..... ён
ёс ..... юс ..... ёс
- Прочитайте вторую строчку снизу. Какой слог здесь лишний и почему?
- Третий столбик справа и найдите лишний слог
- Теперь прочитайте второй столбик слева и произнесите лишний слог
- Прочтите верхнюю строку и назовите лишний слог.
- Посмотрите, встречаются ли одинаковые столбцы или строки?

6.2 игра «Эхо» (повторить отражённо рё-рю-рю, мю-мю-мё и т.д.);

7.Дифференциация букв Ё-Ю в словах и словосочетаниях.

7.1Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Логопед:  ванм нужно вставить пропущенные буквы и записать на доске, а потом в тетрадь

Л__ня, Ал__на, Л__ба, Ф__дор, кр__к, т__тя, кл__ква, пол__т.

7.2Развитие навыков образования множественного числа имён существительных. Игра «Один – много».

Логопед: перед вами написаны слова в единственном числе, вам необходимо написать напротив них слова во множественном числе.

КАРТОЧКИ

Ведро – (вёдра)

весло – (вёсла)

человек – (люди)

брюки – (брюки)

- Подчеркните ё 1 чертой, ю -2

7.3 – Придумайте устно словосочетания с нашими словами.

Запишите любое одно.давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.

8.1 физмин  для глаз

8.2 Д ифференциация в предложениях
-Запишите предложения, вставляя подходящие слова из скобок.
Открой … тетрадь и запиши … предложение (свою, свое)
Возьми … расческу и … зеркало (свою, мое)
Проверь … задачу и напиши …. решение(свое, мою)

9.. Работа с деформированным текстом
Самостоятельная работа с индивидуальными карточками.

- Вам нужно раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. И записать текст.
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т
(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и
…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.

10. Подведение итогов занятия:

Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?

Дети: Ё,Ю

Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ё? Как расположены губы?

Дети? Звук О, губы расположены бубликом.

Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ю? Как расположены губы?

Дети: Звук У, губы расположены трубочкой.

Логопед: Правильно! Вспомните, отгадки загадок, которые я вам загадывала в начале занятия.

Дети: Ёжик, юла.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали,

- Посмотрите на экран и выберите ваше настроение после нашего занятия и изобразите

- хорошо, занятие окончено.

Ведро –

весло –

костюм –

брюки –

Ведро –

весло –

человек –

брюки –

Ведро –

весло –

человек –

брюки –

Ведро –

весло –

костюм –

брюки –

У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.

У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.

У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.

У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...