Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»
материал по логопедии

Колач Диана Стефановна

В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по  трем компонентам: произношению, дыханию и непосредственно голосообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛТЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ЛИК- УСПЕХ» ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

                                                                       

Выступление на педагогическом совете гимназии:

«Профилактика голосовых расстройств»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Колач Д.С.

Ставрополь, 2023 год

        Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Педагогу необходимо при своем общении с детьми владеть голосом и уметь сохранить его красоту, гибкость, богатство оттенков. Ведь чем богаче интонации голоса, тем легче донести до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Великий Станиславский говорил: «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».

        Так что же входит в понятие «развитие голоса»? Над чем же, уважаемые коллеги нам с вами предстоит работать? Чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств, достаточно будет уделить внимание трем компонентам: произношению, дыханию и непосредственно голосообразованию.

ПРОИЗНОШЕНИЕ

        Произношение или, по-другому - дикция, предполагает правильную артикуляцию, обеспечивающую четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом.

        Первым звеном при занятиях по дикции, конечно, будет артикуляционная гимнастика. Вот несколько необходимых упражнений:

  1. Открыть рот и подвигать челюстью влево вправо, вперед, назад.
  2. Как можно сильнее вытянуть и растянуть губы.
  3. Приподнимать верхнюю губу до десны, опускать нижнюю губу до десны.
  4. Крестообразно двигать языком с широко открытым ртом, вращать языком по кругу.
  5. Делать язык узким и длинным, широким и коротким, чашечкой, трубочкой.
  6. Упражнять губы на звуке П, кончик языка на звуке Т, корень языка на звуке К.
  7. Укреплять речевой аппарат: ПТК-ПТК-ПТК.
  8. Произносить слова со стечением согласных (собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция, бодрствование).
  9.  Проговаривать скороговорки, ускоряя темп:

  • Пришел Прокоп - кипел укроп.

Ушел Прокоп - кипел укроп.

                 Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  • Сшит колпак не по-колпаковски,

переколпаковать бы колпак,

да перевыколпаковать.

  • На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

  • Корабли лавировали,

да не вылавировали.

  • Всех скороговорок не перескороговоришь,

не перевыскороговоришь.)

ДЫХАНИЕ

Дыхание по праву считается жизнью речи. Если в спокойном состоянии вдох и выдох одинаковые и происходят через нос, то при речевом дыхании мы делаем короткий вдох через нос и длинный, постепенный, экономный выдох через рот. Упражнения по дыхательной гимнастике позволяют сохранить достаточный запас воздуха при произношении длинных фраз. Вот некоторые из них:

  1. Встать прямо и спокойно дышать, не поднимая и не опуская плечи.
  2. Вдох через нос – задержка - выдох через рот.
  3. Вдох через нос на счет до 5, выдох через рот до 5, 10, 15 и тд.
  4. Произношение фраз на одном дыхании: «Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д.»

ГОЛОС

Работа над голосом позволяет максимально использовать силу, высоту и тембр при минимальной нагрузке на голосовые связки. Для работы над голосом необходимо:

  1. Принять «правильное положение»: хорошо открыть рот, губы овалом, язык плашмя, небная занавеска приподнята (как при легкой зевоте), грудная клетка слегка расширена.
  2. Петь поочередно на одном дыхании: И, Э, А, О, У, М, В, З, Ж.
  3. Произносить слоги, широко открывая рот: МУ-МО-МЫ-МИ-МЕ-МА

                                                                       МУМ-МОМ-МИМ-МЕМ-МАМ.

Выполнять упражнения желательно ежедневно. На первый взгляд их кажется много, но по времени они занимают не более 5 минут и при этом гарантированно помогут вам не только избежать голосовых расстройств, но и сделать свою речь яркой, красивой и выразительной.

                                                                                    Учитель-логопед Колач Д.С.

                   

Р а з д а т о ч н ы й   м а т е р и а л

Упражнения для профилактики голосовых расстройств

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Открыть рот и подвигать челюстью влево вправо, вперед, назад.
  2. Как можно сильнее вытянуть и растянуть губы.
  3. Приподнимать верхнюю губу до десны, опускать нижнюю губу до десны.
  4. Крестообразно двигать языком с широко открытым ртом, вращать языком по кругу.
  5. Делать язык узким и длинным, широким и коротким, чашечкой, трубочкой.
  6. Упражнять губы на звуке П, кончик языка на звуке Т, корень языка на звуке К.
  7. Укреплять речевой аппарат: ПТК-ПТК-ПТК.
  8. Произносить слова со стечением согласных (собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция, бодрствование).
  9.  Проговаривать скороговорки, ускоряя темп (Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
    Корабли лавировали, да не вылавировали.
    Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.)

 РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

  1. Встать прямо и спокойно дышать, не поднимая и не опуская плечи.
  2. Вдох через нос – задержка - выдох через рот.
  3. Вдох через нос на счет до 5, выдох через рот до 5, 10, 15 и тд.
  4. Произношение фраз на одном дыхании: «Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д.»

 РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

  1. Принять «правильное положение»: хорошо открыть рот, губы овалом, язык плашмя, небная занавеска приподнята (как при легкой зевоте), грудная клетка слегка расширена.
  2. Петь поочередно на одном дыхании: И, Э, А, О, У, М, В, З, Ж.
  3. Произносить слоги, широко открывая рот: МУ-МО-МЫ-МИ-МЕ-МА

                                                                       МУМ-МОМ-МИМ-МЕМ-МАМ.

Выполнять упражнения желательно ежедневно в течение 5 минут. Это гарантированно поможет вам не только избежать голосовых расстройств, но и сделать свою речь яркой, красивой и выразительной.

УДАЧИ!

Учитель-логопед                                                                                      Колач Д.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»

В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по...