Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (1 класс)

Котлагазиева Сабина Салауатовна

           Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

    Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Котлагазиева С.С.,                                                                                                                              учитель-логопед МБОУ «Красноярская СОШ №1»            

Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями

           Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

    Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Нормальному обучению препятствуют также затруднения при концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями на этапе логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, понятие “готовность к школьному обучению” актуально и многопланово.

    Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе. В настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе. Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.

        Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.

      Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.

     Учителя начальных классов общеобразовательных школ часто не знают особенности развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.

      Подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды как правило концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

       Выделяют 3 подгруппы детей по степени готовности речевой деятельности к обучению в общеобразовательной школе. В первую подгруппу входят дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной норме. Вторую подгруппу составляют дети, которым было свойственно нарушение фонематического слуха, был затруднен звуко-слоговой анализ и синтез слов, возникали затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включает детей с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением слоговой структуры слов. У детей данной подгруппы большие трудности при звуко-слоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картин.

Дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы, могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные учреждения при условии систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки.

Уровень развития речи детей 3 подгруппы значительно отстает от возрастной нормы, поэтому им обоснованно рекомендуется обучаться в специальной школе.

   Интеграция детей с речевыми нарушениями не может быть тотальной. Выявленная зависимость между степенью готовности ребенка к обучению в массовой школе и уровнем нормализации его речевой деятельности в процессе дошкольной логопедической подготовки требует глубокого обследования детей выпускных групп, разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического наблюдения за процессом обучения в начальных классах, с целью своевременного предупреждения дислексии и дисграфии.

   Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.

Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, в  последние годы все большее число родителей отказывается отправлять своего ребенка в отдаленные школы. Полноценному образованию они противопоставляют семейный уют, комфортные отношения с ребенком и выбирают школу, расположенную в своем микрорайоне.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.

            Проблема совместного обучения детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность интегрированного образования, значима и требует не только формирования отношений между детьми, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание такого ребенка в образовательном учреждении комфортным .

Для реализации поставленных задач необходимо выполнение большого объема работ как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. И только тогда, это даст ожидаемый социальный эффект.        

1.                     Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

2.                     Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.

3.                     Повышение нравственного эффекта образования.

4.                     Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий  индивидуально – дифференцированного обучения.

 

Литература

1.              Кольцова М.М. “Ребенок учится говорить”, Санкт-Петербург, Издательский дом “М и М”, 1998

2.              Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

3.              Екжанова Е.А, Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. М., 1997.

4.              Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.

  5.              Лубовский В.И. “Развитие словесной регуляции действий у детей”. М.,1978.

6.              Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург : “Детство-Пресс”, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями

В памятке для родителей детей-логопатов представлены основные рекомендации по развитию и коррекции речи младших школьников....

формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

«Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигатель­ными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит...

Интегрированное обучение детей с нарушениями речи.

Интегрированное обучение детей с нарушениями речи.     ...