Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Муравьёва Елена Александровна

У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kor_kurs_alt_kom._2-3_b_kl.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

_______________________«Лесосибирская школа»__________________,

662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Яблочкова, д.10, т.8(39145)6-36-86,

  E-mail: les_kor@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся 2-3 Б класса

на 2023/2024 учебный год

Составитель:          учитель-логопед

Муравьёва Е.А.

        

г. Лесосибирск 2023 г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 2-3 Б класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся утв. приказом Минобр и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС УО (ИН));

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;

Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Лесосибирская школа», утвержденная приказом директора от 01.09.2017 № 388/3.

Учебным планом на текущий учебный год КГБОУ «Лесосибирская школа».

Характеристика предмета

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Целью обучения является овладение невербальными и дополнительными средствами альтернативной коммуникации, облегчающими способы контакта и его налаживания в разных социально-бытовых ситуациях.

Задачи программы: 

овладеть оптико-кинетической, пара-и экстралингвистической системами знаков (взглядом, мимикой, жестами, пантомимикой, модуляцией голоса, вокализациями);

обучить пользоваться дополнительными средствами альтернативной коммуникации (карточками, планшетом) для выражения своих желаний, потребности, обозначения интересов и отношения к окружающим;

формировать положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к коммуникативной ситуации;

формировать положительное отношение к использованию альтернативных средств коммуникации;

формировать умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях, приближенных к жизненному опыту обучающегося.

При реализации рабочей программы по предмету учитывается программа воспитания АООП КГБОУ «Лесосибирская школа» (вариант 2). Она реализуется через:

демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих материалов для обсуждения в классе;

применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их реальным возможностям форм организации;

использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных (цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Место предмета в учебном плане.

В учебном плане 2, 3 класса занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» представлены с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Планируемые результаты обучения

Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их индивидуальными возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала.

Показателем усвоения обучающимися коррекционного курса является овладение невербальными и дополнительными средствами альтернативной коммуникации, облегчающими способы контакта и его налаживания в разных социально-бытовых ситуациях.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

Личностные:

- положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к коммуникативной ситуации;

 - положительное отношение к использованию альтернативных средств коммуникации,

- умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях, приближенных к жизненному опыту обучающегося.

Предметные:

- овладение оптико-кинетической, пара-и экстралингвистической системами знаков (взглядом, мимикой, жестами, пантомимикой, модуляцией голоса, вокализациями), дополнительными средствами альтернативной коммуникации (карточками, планшетом) для выражения своих желаний, потребности, обозначения интересов и отношения к окружающим.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие. 

Промежуточная аттестация:

Задание 1. «Радость и грусть».

Цель: выявить умение различать эмоциональное состояние свое и других людей.

Оборудование: картинки с изображением эмоциональных состояний людей: девочка радуется, мальчик грустит.

Инструкция:

Для 1-2 группы - покажи картинку, где девочка радуется? Покажи, как ты радуешься? Покажи картинку, где мальчик грустит. Покажи, как ты грустишь?  

Для 3 группы – учитель просит выбрать среди 2-х картинок, где девочка радуется. Затем просит обучающегося показать, как он может радоваться.

Критерии: 1 балл – не выполнил.

          2 балла – выполнил с помощью взрослого.

          3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

          4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 1 задания ___баллов.

Задание 2. «Жест и символ».

Цель: выявить умение выражать свои потребности жестом или символом.

Оборудование: изображение-картинка - мальчик ест, мальчик пьет, мальчик рисует, мальчик читает.

Инструкция для группы 1: Учитель показывает 4 сюжетных изображения (символа) на картинках, предлагает жестом выразить действия (пить, есть, рисовать).

Инструкция для группы 2: Учитель показывает 3 сюжетных изображения (символа) на картинках, предлагает жестом выразить действия (пить, есть).

Инструкция для группы 3: Учитель показывает 2 сюжетных изображения (символа) на картинках, предлагает обучающемуся жестом выразить действие (пить).

Критерии: 1 балл – не выполнил.

          2 балла – выполнил с помощью взрослого.

          3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

          4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 2 задания ___баллов

Протокол оценки по 2 заданиям:

наименование

результаты

1

Задание 1 «Радость и грусть»

2

Задание 2 «Жест и символ»

Итого за 3 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен.

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

Итоговая аттестация:

Задание 1. «Подбери одежду».

Цель: выявить умение правильно подбирать одежду для мальчика и для девочки.

Оборудование: две картинки с изображением мальчика и девочки. Картинки, с изображением одежды для мальчик (брюки, кепка, пиджак, галстук) и для девочки (платье, бантики, юбка, туфельки) (по 4 картинки).

Инструкция для группы 1-2: Подбери одежду для мальчика, подбери одежду для девочки.

Инструкция для группы 3: Покажи, где мальчик? Выбери одежду для мальчика (выбор из 2-х картинок).

Критерии: 1 балл – не выполнил.

          2 балла – выполнил с помощью взрослого.

          3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

          4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 1 задания: ____баллов

     

 Задание 2. «Картинки-половинки»

Цель: выявить умение выражать просьбу доступным способом (жестом, картинкой или словом).

Оборудование: картинки-половинки предметных изображений (половинки изображений - яблока, матрешки, елки, гриба, мяча и др.).

Инструкция для группы 1: детям раздают в конверте по 3 половинки предметного изображения: обучающийся должен попросить жестом, или словом, или показом картинки, недостающую половинку.

Инструкция для группы 2: детям раздают в конверте по 3 половинки предметного изображения: обучающийся должен попросить жестом, или словом, или показом картинки, недостающую половинку.

Инструкция для группы 3: Детям дают половинку предметного изображения (мяч): обучающийся должен попросить жестом, или показом картинки, или словом (голосом) недостающую половинку.

Критерии:

      1 балл – не выполнил.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания ___ баллов

Протокол результатов оценки по 2 заданиям:

наименование

оценка

1

Задание 1 «Подбери одежду»

….

2

Задание 2 «Картинки-половинки»

Всего:

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся (подчеркнуть):

2 балла – программный материал не усвоен.

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

Содержание учебного предмета

Табл 1. Тематическое планирование

Табл 1. Тематическое планирование

Наименование разделов, краткое содержание тем

Кол-во часов по разделу

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

3

Чтение и письмо

Материально – техническое оснащение.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

Методическая литература

1.        Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». — М.: Владос, 1998

2.        Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду». — М.: Просвещение, 1987

3.        Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011 . — 64 с.

4.        Шипицина Л.Ф., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1993. — № 4.

5.         Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт.

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»  для обучающихся в 2-3 Б классе (34 ч.)

Дата

по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тема занятий

Содержание и виды деятельности

Оборудование, дидактические материалы, информация об электронных учебно-методических материалов к занятию

Обследование.

1.

2.

1

1

Обследование импрессивной речи. Обследование экспрессивной речи.

Определение уровня речевого развития детей.

Коммуникация с использованием невербальных средств.

3.

4.

2

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос

Фиксировать взгляд на педагоге, предмете. показывать заданный предмет.

5. 6.

2

Использование мимики

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики

7.

8.

2

Использование жестов

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

9

10

2

Использование предметных символов

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Предметные символы

11

12

13

14

15

5

Использование графических символов

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма).

Пиктограммы

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

16

17

2

Понимание имен

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников.

18

19

20

21

22

5

Работа над пониманием слов обозначающих предметы

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Предметные картинки, предметы, пиктограммы.

23

24

25

3

Работа над пониманием слов действий

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

Сюжетные картинки, пиктограммы

26

27

28

29

4

Работа над пониманием предложений

Понимание простых предложений.

Сюжетные картинки, пиктограммы

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

30

31

2

Использование пиктограмм предметов

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

 Пиктограммы предметов

32

33

2

Использование пиктограмм действий

Использование графического изображения  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

Пиктограммы действий.

34

Обследование

итого

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа внеурочной  деятельности  по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса.Разработана для детей с ТМНР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая индивидуальная программа по логопедии по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»

Рабочая индивидуальная программа по логопедии по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...