«Автоматизация звука [Ш] в предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Фронтальное занятие с обучающимися 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_sh.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Фронтальное занятие с обучающимися 1 класса

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Тема занятия «Автоматизация звука [Ш] в предложениях»

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука в предложениях.

Задачи:

  1. Закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях;
  2. Развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание;
  3. Воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: зеркало; схемы характеристики звука; артикуляционный профиль звука; предметные картинки шлепанцев, штанов, рубашки, шапки, шарфа, шляпы; мягкая игрушка мышка; изображение буквы Ш.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание этапа

1.        

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите все ли у вас готово к занятию.

Первым сядет тот, кто назовёт слово со звуком [ш].

Молодцы, садитесь. Теперь отгадайте моё слово.

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь)

2.        

Объявление темы занятия

– Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок Миша. Какой звук повторяется в словах Миша и Мышонок?

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш].        

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

3.        

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Возьмите зеркало.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки. Причесался. Улыбнулся себе. Видит зайчик на качелях качается.

Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, грибок во рту держит.

Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки.

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. И дома ещё ждёт горячий чай с вареньем.

        Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения:

  1. Почистим зубы
  2. Улыбка
  3. Качели
  4. Чашечка
  5. Вкусное варенье
  6. Грибок
  7. Ветерок

 

4.        

Проговаривание изолированного звука

– Ребята, наш гость Миша страшный шалун. Залезает Миша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. Мама пугается и прячется за шкаф.

– Ребята, как шуршал Мыша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.        Произносят звук [ш] по цепочке.

5.        

Анализ артикуляции

Характеристика звука

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

Губы рупором.

- Что делают зубы?

– Что делает наш язык, когда мы произносим звук [ш]?

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.        

– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный?

– Правильно,звук [ш] согласный. Звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.        

6.        

Связь звука с буквой

 – Однажды Мышонок Миша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш.

На что мама и папа только улыбнулись.

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш?        На доску вывешивается рисунок с изображением буквы.

7.

Развитие фонематического слуха

– Ребята, а какое сейчас время года? (зима)

Как нужно одеваться зимой? Какие вещи носят люди?

А Мышонок Миша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Миша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа

– Я их съел… Нечаянно…

– Как съел? Ах, ты шалопай!

– Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.

– А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?!

– Вот такой Миша шалун!

– Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя.

8.

Закрепление звука в слогах

Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.

Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок.

Ши-ши-ши – у Мыши есть карандаши.

Шо-шо-шо – он рисует хорошо.

– Молодцы.        

9.        

Закрепление звука в предложениях

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Миша?

– Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово.

– Молодцы!        Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам.

- Чтобы папе было проще найти вещи, нужно знать, какие они. У нас есть подсказка.

Посмотрите внимательно на доску. Написаны слова: шерстяной, шёлковая, шикарная, смешная, шумные, шелестящие. Прочитаем вместе. Для каждой вещи нужно найти своё слово.

Шерстяной шарф

Шёлковая рубашка

Шикарная шляпа

Смешная шапка

Шумные шлёпанцы

Шелестящие штаны

У кого шерстяной шарф?

У папы шерстяной шарф. Сколько слов в предложении? Составим схему предложения. Обозначим, если есть, в словах звук[ш].

___ ___  ш____  ш____.

Составляем предложения, и схемы к ним.

Проговаривание предложений.

10

Физкультминутка

– Ребята, Мышонок Мыша очень любит играть и отдыхать. Сейчас мы с вами сыграем в его любимую игру.

Наш Мышонок потянулся,

Распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развёл.

И по жёрдочке пошёл.

Прогулялся и присел,

И на место тихо сел.

11

Итог урока

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Миша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. А он вел себя также?

– А каким был Мышонок Миша?

– Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

– Дайте характеристику звуку.

– Это твердый, глухой, согласный звук.

Назовите слова со звуком [ш], которые вы запомнили на занятии.

Оценивание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш в предложениях, на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна».

Индивидуальное занятие для учащихся 1 класса по теме "Автоматизация звука Ш в предложениях,  на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна»....

Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.

Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...

конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...

Автоматизация звука [С] в предложениях

Конспект индивидуального занятия в первом классе с использованием инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...

Конспект урока "Автоматизация звука р в предложении"

автоматизация звука р в предложении...

Паспорт дидактической игры «Автоматизация звука [Л] в предложениях»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22267844","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22267847","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях

Развернутый конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях....