Интерактивные методы работы в профессиональной деятельности учителя -логопеда
методическая разработка по логопедии

Петкевич Ирина Михайловна

На современном этапе инклюзивного образования традиционные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья малоэффективны.

Важнейшим способом реализации сотрудничества учителя-логопеда и родителей считаю их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для родителей18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

На современном этапе инклюзивного образования традиционные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья малоэффективны.

Важнейшим способом реализации сотрудничества учителя-логопеда и родителей считаю их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.

В связи с этим, актуально в работе с родителями использовать интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В отличие от традиционных родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, мастер-класс в форме дидактической игры «Загадка в загадке» проводится на принципах наглядности, личной заинтересованности, а также связи обучения с жизнью и практикой. Интерактивная форма позволяет значительно расширить воздействие учителя-логопеда на родителей, получающих педагогические знания и опыт, что в свою очередь способствует повышению функциональной грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире совместная деятельность родителей и детей в основном сводится к играм с помощью гаджетов. Поэтому важно в интерактивной форме показать родителям модели взаимодействия с детьми, способствующие умственному, психическому и физическому развитию, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение родительского собрания в форме мастер-класса позволяет организовать игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности и способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Тема мастер-класса была выбрана по итогам анкетирования детей. Проведенное анкетирование младших школьников с ОВЗ показало, что 93% учащихся начального звена не умеют отгадывать загадки. Полученные результаты выявили трудности в понимании иносказательного смысла загадок, снижение поисковой и познавательной деятельности, не умения применять жизненный опыт на практике.

Опыт, полученный родителями на мастер-классе «Загадка в загадке», простимулирует развитие и повышение педагогической компетенции родителей, положительно повлияет на коррекционно-развивающий процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая группа: младшие школьники с ОВЗ, дети-инвалиды, родители (законные представители).

Форма работы с родителями: мастер-класс.

Цель и задачи для родителей:

Цель – повышение педагогической компетенции родителей, через ознакомление их с алгоритмом отгадывания загадок, для развития функциональной грамотности младших школьников с ОВЗ.

Задачи:

1. Познакомить родителей с практической значимостью загадок и алгоритмом их отгадывания;

2. Обучить родителей моделям совместной деятельности с детьми при отгадывании загадок;

3. Выполнить практические упражнения по взаимодействию родителей с детьми для развития познавательных способностей и мыслительной деятельности.

Цель и задачи для детей:

Цель – развитие познавательных процессов и мыслительной деятельности, с помощью умения отгадывания загадок у младших школьников с ОВЗ.

Задачи:

1. Развивать мыслительные операции;

2. Формировать коммуникативные навыки и социальную адаптацию;

3. Воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

В комплектность разработки входит:

1. Заявка на конкурс.

2. Авторская разработка мастер-класса «Загадка в загадке».

3. Анкета для младших школьников «Наши загадки».

4. Аналитическая справка.

Адресность разработки: учителя начальных классов, учителя-логопеды, дефектологи, студенты педагогических ВУЗов и колледжей, родители (законные представители

Мастер-класс «Загадка в загадке».

Предварительная работа.

Проводится анкетирование младших школьников с ОВЗ на умение отгадывать загадки (Приложение №1). Составлена аналитическая справка (Приложение №2).

Оборудование:

Пазлы, цветные карандаши, раскраски, карточки формата А4 разрезанные на 4 части, мнемосхемы, карточки с ассоциациями, карточки с картинками (ответы на загадки), дипломы для участников, музыкальная колонка с подборкой музыкальных произведений, песочные часы.

Вводная часть – 5 минут

Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Приглашаю Вас отправиться в увлекательное путешествие в страну «Загадок». (звучит спокойная музыка). Для этого мы разделимся на команды.

(Детям предлагается перейти в уголок психоэмоциональной коррекции, где приготовлены пазлы, цветные карандаши и раскраски).

Ознакомление родителей с практической значимостью загадок и алгоритмом их отгадывания – 15 минут

Учитель-логопед: Слово «загадка» образовано от слова «гадать», то есть думать, размышлять. Проведенное анкетирование, показало, что у ребят возникают трудности в отгадывании загадок.

Вы, спросите меня: «А, зачем нужно уметь отгадывать загадки?». Отгадывание загадок – это умение выделять существенный признак предмета, это операции синтеза и анализа. Представьте, что ребенок не умеющий выделять важное (признак) из потока речи, слушает на уроке русского языка учителя. Такой учащийся не сможет правильно выполнить поставленную задачу. Вместо задания «подчеркнуть, гласные буквы». Подчеркивают все буквы, или не подчеркивает вовсе. Другой пример, вы посылаете ребенка сходить за хлебом, но вместо свежего и мягкого хлеба ребенок может купить батон (булочку), не самого лучшего качества, так как его не научили выделять признак. Знакома, вам такая ситуации? (ответы родителей). Практическое значение для жизни, таких заданий – очевидно!

Как правило, если ребенку сложно найти решение, родители, просто сообщают отгадку, лишая ребенка возможности подумать, поразмышлять. Принесет ли это пользу? (ответы родителей). Будем учиться помогать нашим детям думать, размышлять и применять свои знания в жизни? (ответы родителей). Давайте, начнем! Я открою вам секрет. Алгоритм действий при отгадывании загадок. (Алгоритм вывешиваем на доску).

1. Выделяем признаки неизвестного объекта.

2. Рассуждаем, выдвигаем предположения-отгадки.

3. Ответ-отгадка.

Существует несколько видов загадок. Первый вид — это загадки-признаки. В этих загадках предмет не называется, а указывается только его признак. Например, «Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный». (родители дают ответ). Легкая загадка? А, дети испытывают затруднения (привести примеры ответов детей на эти загадки, не называя детей). Действуем по алгоритму: Первое, что снаружи зеленое, что внутри алое, что сладкое? (учитель-логопед дает разъяснение родителям, что необходимо объяснить детям, что означают слова «алый», «кафтан», «сахарный»). Второе, рассуждаем, какой предмет объединяет в себе эти признаки. Третье, называем ответ к загадке.

Второй вид – это загадки-вопрос. Например, «Кто на себе дом носит»? В этих загадках задается вопрос и необходим конкретный ответ.

Загадки-вопросы способствуют обогащению словарного запаса, развивают любознательность и наблюдательность. Практически мы обучаем ребенка самостоятельно добывать и анализировать, эффективно использовать данную информацию на всех дисциплинах. Например, на уроках по окружающему миру, ребенок проявляет живой интерес к выполнению домашнего задания самостоятельно. Ведь, он может найти интересующую его информацию самостоятельно! На уроках литературного чтения ребенок применяет умение работать с информацией, ориентирования в мире книг. Ребенок становится успешным! Действуем по алгоритму (учитель-логопед дает инициативу родителям, помогая правильно действовать по алгоритму).

Третий вид загадки-действия, в них описывается действие предмета. Например, «Сидит девица в темнице, а коса на улице»? (Родители отвечают.) Учитель-логопед в шутливой форме, говорит: «Нет!?». Это «Рапунцель»! Таковы ответы детей, потому что понимают загадку буквально, основываясь на личном опыте дружбы с гаджетами. Действуем по алгоритму (учитель-логопед дает инициативу родителям, помогая правильно действовать по алгоритму). Практическую значимость данных загадок нельзя недооценивать. Эти знания и навыки мы применяем на уроках математики. У детей вызывает огромное затруднение сформулировать краткую запись к задачам, произвести математические действия, найти и записать ответ к задаче. Задумайтесь! Где мы применяем эти знания в жизни? Совершенно, верно, в дальнейшем – это наша финансовая грамотность.

Четвертый вид – это загадки-противопоставления, в них предмет противопоставляется другим предметам, имеющим общий с ним признак. Например, «Не растение, а с листьями, не рубашка, а сшита»? Действуем по алгоритму: первое, выделяем существенные признаки – это листья, сшитые между собой; второе – размышляем какой предмет имеет такие признаки (можно показать детям старинные и объемные книги, которые прошиты); третье – делаем вывод. Это? (Родители дают ответы). Молодцы! Практическая значимость данного вида загадок огромна. Загадка учит мысленно выделять нужные стороны предмета, более глубоко и разностороннее изучать мир вокруг. Подмечать тонкости и мелочи, при этом удерживая всю картину происходящего целиком. Это важное умение при чтении. Читать и понимать прочитанное. В дальнейшем это поможет нашим детям лучше разбираться в людях, оценивать их по поступкам. Отличать добро от зла.

Разминка – 5минут

Команды воссоединяются.

Учитель-логопед: сейчас предлагаю всем отдохнуть. Сейчас мы с детками покажем вам движения под музыку. Повторяйте за нами. Если кто-то не запомнит и запутается, то детки вам подскажут и покажут.

Выполнение практических упражнений по взаимодействию родителей с детьми для развития познавательных способностей и мыслительной деятельности– 15 минут

Учитель-логопед разъясняет правила игры:

1. Все внимательно слушают учителя-логопеда.

2. Ответ на загадку может произнести только ребенок. В противном случае ответ не засчитывается.

3. Родитель – помощник, который может задавать наводящие вопросы, не помогая отвечать на них.

4. За правильный ответ команда получает деталь пазла.

5. На разгадывание загадки – 2 минуты (песочные часы).

Загадки подбираются в зависимости от возраста детей.

Учитель-логопед контролирует процесс отгадывания, дает советы родителям. Следит за выполнением правил игроками.

Примеры загадок:

1. Яркое коромысло, после дождя повисло.

2. Растет у окошка, зеленый ежик без головы и ножек.

3. Часто умывается, а с водой не знается.

4. Не огонь, а жжется.

5. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку.

6. Кто идет, а шага не делает?

7. Кто на себе домик носит?

8. Рукавом махнет, деревья пригнет?

9. Самая болтливая птица на свете?

10. Какое дерево самое нарядное зимой?

11. Что на сковородку наливают, а потом смазывают и сгибают?

12. Его утром выпиваю, обязательно сахар добавляю.

13. Стоит лишь его надуть, может в небо упорхнуть.

14. Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад.

15. Белый пушистый, на ладошку сядет, растает.

16. Сидит девица в темнице, а коса на улице.

17. Ни окон, ни дверей полна горница людей.

18. Что за зверь зимой спит, летом кушает?

19. Что всегда растет и никогда не снижается?

20. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

21. Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышь.

22. Длинные уши, а не заяц. С копытами, а не конь. Серый, а не заяц.

23. Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

24. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

25. Не дедушка, а бородат. Не конь, а с копытами.

Завершение – 5 минут

Учитель-логопед: Вы все – молодцы! Посмотрите, как быстро и легко вы справились с заданиями. Вам понравилась игра? Что нового вы узнали? Что было самым интересным для вас? (Родители и дети отвечают). Мы с вами на личном примере убедились, как интересно отгадывание загадок.

Вручение дипломов всем участникам игры. Поздравление победителей. (звучит торжественная музыка).

Приложение № 1

Анкета «Наши загадки».

1. Соотнеси каждую загадку с картинкой-ответом:

(картинку выкладывает учитель-логопед, для исключения случайного угадывания, картинок должно быть 10 штук)

Яркое коромысло, после дождя повисло.

Растет у окошка, зеленый ежик без головы и ножек.

Часто умывается, а с водой не знается.

Не огонь, а жжется.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку.

2. Подумай и запиши ответ:

Кто идет, а шага не делает? _______________.

Кто на себе домик носит? ________________.

Самая болтливая птица на свете? _______________.

Какое дерево самое нарядное зимой? _________________.

Что на сковородку наливают, а потом смазывают и сгибают? ___________.

3. Подумай и найди правильную картинку-ответ к загадке, объясни свой выбор:

(перед ребенком выкладываются 3-4 картинки на одну загадку)

Его утром выпиваю, обязательно сахар добавляю.

Стоит лишь его надуть, может в небо упорхнуть.

Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад.

Белый пушистый, на ладошку сядет, растает.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

4. Поразмышляй. можешь написать или нарисовать цепочку рассуждений:

Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышь _______________________________________________________________________________.

Длинные уши, а не заяц. С копытами, а не конь. Серый, а не заяц _______________________________________________________________________________.

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха _______________________________________________________________________________.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит _______________________________________________________________________________.

Не дедушка, а бородат. Не конь, а с копытами _______________________________________________________________________________.

5. Составь загадку для друга: __________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Данный материал пригодится учителям-логопедам при написании самоанализа своих профессиональных достижений....

«Организация деятельности учителя-логопеда в работе с младшими школьниками»

Задачи:• Познакомить с организацией деятельности учителя-логопеда на школьном логопедическом  пункте.•Рассмотреть проблемы, которые возникают у учащихся с  речевыми нарушниями.• Определить р...

План профессионального самообразования учителя – логопеда

1. Подбор и изучение литературы по теме.2. Подготовка методического материала.3.Педагогическая диагностика.4. Подготовка дидактического материала.5.Адаптация методического материала с учетом индивидуа...

План профессионального самообразования учителя – логопеда

Главная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе важнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирован...

Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г....