Использование интерактивной панели в работе с детьми во внеурочной деятельности учителя-логопеда и учителя музыки
консультация по логопедии

абдулина марина наильевна

     Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. В последнее время особое место занимает интерактивная панель, что помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Использование в работе учителя – логопеда и учителя музыки разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество  работы в целом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование интерактивной панели в работе с детьми во внеурочной деятельности учителя-логопеда и учителя музыки

Абдулина Марина Наильевна  учитель-логопед ГБОУ СОШ № 2

п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Анотация:  в статье представлен опыт  использования интерактивной панели, что позволяет в процессе обучения создать комфортную психологическую атмосферу; повысить мотивацию к учебной деятельности, повысить общую работоспособность; развивать высшие психические функции ребенка; максимально эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу. 

Ключевые слова: мультимедийные  технологии, интерактивная панель, коррекционное обучение.

     Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. В последнее время особое место занимает интерактивная панель, что помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Использование в работе учителя – логопеда и учителя музыки разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество  работы в целом.

Внедрение интерактивных технологий сегодня – это требование законодательной базы в сфере образования: федерального закона «Об образовании в РФ», новых Санитарных правил 2020 года, где говорится о том, что именно в начальный период обучения в школе  важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения.

Исходя из этого я выбрала темой своей работы « Использование интерактивной панели в работе с детьми во внеурочной деятельности учителя-логопеда и учителя музыки» с детьми младшего школьного возраста.

Целью моей работы является повышение качества логопедических занятий через активное внедрение в коррекционно – развивающий процесс интерактивных технологий.

Задачи:

  • Овладеть современными интерактивными технологиями как инструментом профессиональной деятельности;
  • Внедрить интерактивные технологии в коррекционно – развивающий процесс;
  • Познакомится с различными интерактивными технологиями.

Практическая значимость – внедрение интерактивных технологий позволит познакомить детей с интерактивным оборудованием и правилами поведения при работе с ними, преодолеть психологический барьер между ребёнком и оборудованием с помощью создания ситуации успеха, формировать у детей навык работы с играми.

Предполагаемый результат – повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

С 01.09.24-15.09.2025 г. мной была проведена полная диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста: грамматический строй речи, фонематическая сторона речи, звуковая сторона речи, обследование письменной речи, обследование чтения. В результате обследования, проведённого в начале года, в логопедический пункт было зачислено 30 человек с 1-4 классы, имеющих логопедическое заключение: ОНР-3 - 4 ур.-  17 человек, ФФНР- 8 человек,  СНР лёгкой степени - 3 человека, СНР тяжёлой степени -1 человек , нарушение процессов чтения и письма - 1человек.

 Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что в начале учебного года у многих обучающихся был недостаточно сформирован грамматический строй речи: допускали ошибки в употреблении сложных предлогов, ошибки при преобразовании имён существительных  во множественное число. Навыки звуко- буквенного анализа и синтеза также недостаточно сформированы (имелись затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале); при письме под диктовку допускали большое количество специфических ошибок (замены д-т, б-п, г-к, з-с, пропускали как гласные так и согласные), связанных с недоразвитием фонетико-фонематических процессов, а так же делали запинки при чтении многосложных слов, говорили наугад окончание.

   Кроме этого можно отметить, что в начале учебного года у многих наблюдался:

-  замедленный темп письма;

- возникали трудности при овладении графическими навыками письма;

- неловкость, медлительность;

- низкий уровень речевой коммуникации;

-часть учеников имели стойкую неуспеваемость по основным предметам, у таких детей значительно был снижен объём  кратковременной и долговременной памяти.

         В конце 2024-2025 учебного года проводилось повторное исследование устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста, с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основанных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года.

По оценке результатов были получены следующие данные:

(ОНР- 3-4 ур. ) У 17 учеников на конец 2024-2025 учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. Уровень сформированности звукопроизношения составил 79 %.

      При исследовании фонематического восприятия детям предлагались задания по воспроизведению слогов, воспроизведении слов, возможностей воспроизведения предложений, проводилось исследование фонематических представлений и фонематического анализа. По итогам оценки результатов уровень фонематического восприятия в группе составил 69 %.

     Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания. По итогам оценки результатов уровень сформированности слоговой структуры у детей в группе составил 73 %.

    При исследовании словаря детям предлагались задания на выявления уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а так же на подбор антонимов. По итогам оценки результатов уровня развития словаря  у детей в группе составил 71 %.

    При исследовании уровня грамматического строя речи были предложены задания на исследование уровня сформированности:

- словообразования;

- словоизменения;

- согласования;

- практического владения предлогами.

По итогам оценки результатов уровня грамматического строя речи  у детей в группе составил 69 %.

   При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. По итогам оценки результатов уровня связной речи  у детей в группе составил

68 %.

(ФФНР) У 8 учеников на конец  2024-2025 учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. Уровень сформированности звукопроизношения по группе составил  92 %.

      При исследовании фонематического восприятия детям предлагались задания по воспроизведению слогов, воспроизведении слов, возможностей воспроизведения предложений, проводилось исследование фонематических представлений и фонематического анализа. По итогам оценки результатов уровень фонематического восприятия в группе составил 76 %.

     Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания. По итогам оценки результатов уровень сформированности слоговой структуры у детей в группе составил 84 %.

    При исследовании словаря детям предлагались задания на выявления уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а так же на подбор антонимов. По итогам оценки результатов уровня развития словаря  у детей в группе составил 81 %.

    При исследовании уровня грамматического строя речи были предложены задания на исследование уровня сформированности:

- словообразования;

- словоизменения;

- согласования;

- практического владения предлогами.

По итогам оценки результатов уровня грамматического строя речи  у детей в группе составил 76 %.

   При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. По итогам оценки результатов уровня связной речи  у детей в группе составил   79 %.

 (СНР) У 4 учеников на конец  2024-2025  учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. Уровень сформированности звукопроизношения по группе составил 44 %.

      При исследовании фонематического восприятия детям предлагались задания по воспроизведению слогов, воспроизведении слов, возможностей воспроизведения предложений, проводилось исследование фонематических представлений и фонематического анализа. По итогам оценки результатов уровень фонематического восприятия в группе составил 33 %

     Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания. По итогам оценки результатов уровень сформированности слоговой структуры у детей в группе составил 26 %.

    При исследовании словаря детям предлагались задания на выявления уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а так же на подбор антонимов. По итогам оценки результатов уровня развития словаря  у детей в группе составил 39 %.

    При исследовании уровня грамматического строя речи были предложены задания на исследование уровня сформированности:

- словообразования;

- словоизменения;

- согласования;

- практического владения предлогами.

По итогам оценки результатов уровня грамматического строя речи  у детей в группе составил 32 %.

   При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. По итогам оценки результатов уровня связной речи  у детей в группе составил  34 %.

 (НПР) У 1 ученика  на конец 2024-2025  учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. Уровень сформированности звукопроизношения по группе составил  100 %.

      При исследовании фонематического восприятия детям предлагались задания по воспроизведению слогов, воспроизведении слов, возможностей воспроизведения предложений, проводилось исследование фонематических представлений и фонематического анализа. По итогам оценки результатов уровень фонематического восприятия в группе составил 76 %.

     Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания. По итогам оценки результатов уровень сформированности слоговой структуры у детей в группе составил 89 %.

    При исследовании словаря детям предлагались задания на выявления уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а так же на подбор антонимов. По итогам оценки результатов уровня развития словаря  у детей в группе составил  81 %.

    При исследовании уровня грамматического строя речи были предложены задания на исследование уровня сформированности:

- словообразования;

- словоизменения;

- согласования;

- практического владения предлогами.

По итогам оценки результатов уровня грамматического строя речи  у детей в группе составил 78 %.

   При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. По итогам оценки результатов уровня связной речи  у детей в группе составил

 75 %.

По результатам логопедического обследования  проводились подгрупповые и индивидуальные занятия, в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения,  с учётом психолого-педагогических особенностей детей.  

    Занятия  направлены на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, коррекцию чтения и письма.

  Проводя анализ интерактивных средств обучения нельзя не отметить, что интерактивная  панель несет в себе огромный потенциал. Она позволяет ребенку взаимодействовать в коллективе сверстников, сочетать работу у доски и с места, задействует массу тактильных ощущений. Работая с интерактивной панелью, нам представляется возможность, по-новому использовать во неурочной деятельности дидактическую игру и упражнения, коммуникативные игры, задания. С помощью звука, цвета, графических изображений можно смоделировать любую ситуацию.

     Программное обеспечение позволяет использовать речевой материал с максимальной отдачей, включать его в совершенно разные по задачам, характеру представления информации и игровым действиям, задания.

    При разработке содержания внеурочной деятельности с использованием интерактивных средств обучения, выборе и создании электронных материалов, учитываются следующие принципы коррекционной деятельности:

     В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда используется разработанный инструментарий для коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей, упражнения для работы над звукопроизношением, в частности над автоматизацией поставленных звуков.

При постановке и автоматизации трудных звуков в слогах, словах и во фразе использование игр позволяет везти более углубленную работу. Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: учитель производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данному ребенку или подгруппе детей. Повторяя слоги с «трудными» звуками, дети автоматизируют навык чтения слогов, а также вводят в активную речь поставленный звук, игры позволяют автоматизировать некоторые звуки в начале, в середине и в конце слова, во фразе, развивать фонематический слух, а так же проходить вместе с героями испытания, при этом повторять слоги и выполнять задания.

Артикуляционная гимнастика позволяет более эффективно и за короткий срок провести подготовительный этап постановки звуков, что дает общую положительную динамику.

При работе над мелкой и общей моторикой  используем такие игры как: «Омар в иллюминаторе», «Настольные пальчики», «А ты так можешь?» – играя в эти игры дети повторяют движения за персонажами, при этом заучивают ритмичные стихотворения.

Лексико – грамматические средства языка отрабатываются, активно играя более 30 игр по лексическим темам, при этом можно уточнять, расширять и закреплять словарный запас, выбирать правильные предлоги, пополнять глагольный словарь, подбирать местоимения в зависимости от рода слов, работать с творительным падежом, искать антонимы к словам, составлять рифмы и истории по сюжетным картинкам.

   Развивающие игры, направленные на всестороннее развитие речи: импрессивную и экспрессивную стороны.

     На уроках музыки   интерактивная панель  способствует в создании комфортной обстановки для обучения снижает влияние стрессов, создаёт  положительный эмоционального фон для занятий музыкой, нормализации биологических показателей (дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы), стимулирует  слуховую  активность при восприятии музыки, оздоравливает  голосовой аппарат в процессе пения, восстанавливает  координацию между слухом и голосом (вокалотерапия, ритмотератия, улыбкотерапия и т.д.),

     В процессе технологии критического мышления способствует повышению интереса и доступности обучения. Обучающие овладевают следующими умениями: определять вопросы, выделять главное, делать сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

  Таким образом, использование интерактивных средств обучения в логопедической работе и в работе учителя музыки, с учетом вышеуказанных особенностей и принципов, существенно повышает эффективность образовательной деятельности в целом.

    Современные технические устройства, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения позволяет значительно улучшить коррекционно-педагогический процесс, расширить индивидуальное обучение детей с нарушениями pечи. Выражено это в положительной мотивации воспитанников, увеличении количества решаемых задач, разнообразии форм представления учебно-игрового и наглядного материала, и форм организации образовательной деятельности.

Список литературы: 

1. Владимирова О.А. «Слушание музыки» 3-ий год обучения с аудиоприложением
2. Владимирова О.А. Рабочая тетрадь «Слушание музыки» 3-ий год обучения с аудиоприложением
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на лог
6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах
опедических занятиях // Логопед, №1, 2012.

4. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

5.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков.

6. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365

          7. Царева Н.А. «Слушание музыки» Методическое пособие

Описание: C:\Users\Ученик\AppData\Local\Temp\Temp1_Фото Я и М.И..zip\IMG-20251023-WA0002.jpgОписание: C:\Users\Ученик\AppData\Local\Temp\Temp1_Фото Я и М.И..zip\IMG-20251023-WA0009.jpgОписание: C:\Users\Ученик\AppData\Local\Temp\Temp1_Фото Я и М.И..zip\IMG-20251023-WA0008.jpgОписание: C:\Users\Ученик\AppData\Local\Temp\Temp1_Фото Я и М.И..zip\IMG-20251023-WA0001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе с детьми ЗПР

В условиях поиска  современных форм и методов работы   с детьми с ЗПР  с целью повышения интенсификация процесса обучения повысился интерес к интерактивным ...

Работы выполненные детьми на внеурочной деятельности "Изонить"

В документе представлены творческие работы детей на внеурочной деятельности "Изонить"...

«Использования интерактивного голосования «VOTUM БАЗА» в урочной и внеурочной деятельности»

laquo;Использования интерактивного голосования «VOTUM БАЗА» в урочной и внеурочной деятельности»...

"Использование интерактивного стола в работе учителя-логопеда"

quot;Использование интерактивного стола в работе учтиеля-логопеда"Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды  активно включ...

Интерактивные методы работы в профессиональной деятельности учителя -логопеда

На современном этапе инклюзивного образования традиционные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья малоэффективны.Важнейшим способом реал...